РП 2020г Родная литература 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по специальности13.02.11 Техническая эксплуатации обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), приказ № 1196 от
07.11.2017 г.; ФГОС СОО приказ №413 от 17 мая 2012 г. (изменения в ред. Приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 г., №1645 от 31.12.2015 г.№1578 от 29.06.2017),
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з)
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Жигунова Татьяна Павловна,
«Сухоложский многопрофильный техникум»

2

преподаватель

ГБПОУ

СО

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

4

Общая характеристика учебной дисциплины

6

Структура и содержание учебной дисциплины

7

Место учебной дисциплины в учебном плане

8

Результаты освоения учебной дисциплины

9

Содержание учебной дисциплины

12

Характеристика основных видов учебной деятельности

15

Условия реализации программы учебной дисциплины

17

Литература

18

Контроль и система оценивания

19

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная
литература» является частью образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) на базе основного
общего образования в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум».
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования,
утверждённого приказом Министерства общего и профессионального образования.
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций,
реализующих основную профессиональную программу СПО на базе основного общего
образования. Программа разработана с учётом концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации, утверждённой распоряжением правительства РФ от
09.04. 2016 № 637-р, примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, а также на основании следующих нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Закона Свердловской области от 15 июля 2013г. N 78-ОЗ «Об образовании
Свердловской области».
3.Федерального государственного образовательного стандарта по профессии
среднего профессионального образования по специальности 13.02.11. Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)
4.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования, 07.06.2012 г. № 24480
5. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), разработанной для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от21июля
2015года,регистрационный номер рецензии «381 от23 июля 2015годаФГАУ «ФИРО».
6. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259).
7. Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка» от 10.11.2017
№02-01-81/9784.
7.Учебного плана ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум».
8. Календарного учебного графика ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный
техникум».
9.Федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации обязательной
части основной образовательной программы на 2015-2016 учебный год (приказ РФ № 575
от 8 июня 2015г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на
достижение следующих целей:
 воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю
культуры данного региона,
4

 включение в культурно-языковое поле своего народа,
 приобщение к литературному наследию своего народа,
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа,;
 формирование общего представления об историко-литературном процессе,
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров,
 поиск, систематизация и использование необходимой информации, в том числе
в сети Интернет.
Реализация содержания дисциплины обеспечивается интеграцией общего и
профессионального образования через профессиональную направленность прохождения
тем по разделам учебной программы, уточнения содержания учебного материала,
последовательности его изучения, распределения учебных часов, видов самостоятельных
работ, тематики творческих заданий, учитывая специфику программ подготовки
специалистов
среднего
профессионального
образования.
Программа
может
использоваться другими профессиональными образовательными организациями,
реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки
квалифицированных специалистов.

5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родной литературе принадлежит ведущее место в развитии общества,
формировании его миропонимания и национального самосознания. Родная литература как
феномен национальной культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие бытия в художественных образах. Родная литература формирует духовный
облик и нравственные ориентиры молодого поколения данного региона.
Основой содержания учебной дисциплины «Родная литература» являются чтение и
текстуальное изучение художественных произведений, составляющих фонд русской и
уральской литературы. Обучающиеся постигают категории уральских традиций, обычаев,
патриотизма, любви к людям, семье; понимают, что национальная самобытность
раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание
произведений уральской литературы, формирование умения анализировать и
интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей
эмоциональной реакции читателя.
Изучение родной литературы в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в
зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей
СПО технического и социально-экономического профилей профессионального
образования родная литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования.
Изучение
учебного
материала
по
родной
литературе
предполагает
дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень
функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее
распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении
произведений родной русской литературы, так и в овладении способами грамотного
выражения своих мыслей устно и письменно, при освоении навыков общения с другими
людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как
национальные идеи и ценности, образующие основу уральской культуры и
обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в
национальную уральскую культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий
семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Тематика и форма их проведения
зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности
обучающихся. Все виды занятий связаны с изучением литературного произведения,
обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают
способности, формируют умения анализа и оценки уральских произведений.
Изучение литературных произведений Урала для чтения и обсуждения может быть
обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.). Произведения родной
литературы дают возможность отобрать материал, который может быть актуализирован
на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития региона, включить
его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые
необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено изучением теоретико-литературных
сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также
демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных
произведений, творчеством уральских писателей, поэтов.
Изучение
литературы
завершается
подведением
итогов
в
форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации в процессе освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ).
6

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем образовательной нагрузки (всего), том числе

36

Практические занятия

14

Самостоятельная работа

0

Всего учебных занятий – 36 ч., в том числе - практических занятий – 14
ч., 1 семестр – 0 ч, 2 семестр – 36 ч.

7

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родная литература» является составной частью
общеобразовательного учебного предмета «Литература», обязательной предметной
области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Родная
литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Родная литература» входит в
состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

8

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, культурам других народов;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
 умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
 умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
 умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
предметных:
 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним;
 сформированность навыков различных видов анализа литературных
произведений;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
 знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры;
9

 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
 владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
 сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
В соответствии с ФГОС среднего общего образования формируются следующие
универсальные учебные действия ( УДД)
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Самоопределение
(мотивация
учения, Планирование
(определение
цели,
формирование
основ
гражданской функций
участников,
способов
идентичности личности).
взаимодействия).
Смыслообразования
(«какое
значение, Постановка
вопросов
(инициативное
смысл имеет для меня учение», и уметь сотрудничество в поиске и сборе
находить ответ на него).
информации).
Нравственно-этического
оценивания Разрешение конфликтов (выявление,
(оценивание
усваиваемого
содержания, идентификация проблемы, поиск и оценка
исходя из социальных и личностных альтернативных
способов
разрешения
ценностей, обеспечивающее личностный конфликта, принятие решения и его
моральный выбор).
реализация).
Управление
поведением
партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Целеполагание
(постановка
учебной
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
задачи на основе соотнесения того, что уже
- поиск и выделение информации;
известно и усвоено учащимися, и того, что
- знаково-символические
ещё неизвестно).
- моделирование
Планирование
(определение
последовательности промежуточных целей
Логические
- анализ с целью выделения признаков с учётом конечного результата; составление
(существенных, несущественных)
плана и последовательности действий).
- синтез как составление целого из частей, Прогнозирование
(предвосхищение
восполняя недостающие компоненты;
результатаи
уровня
усвоения,
его
- выбор оснований
и критериев для временных характеристик).
сравнения,
сериации,
классификации Контроль (в форме сличения способа
объектов;
действия и его результата с заданным
- подведение под понятие, выведение эталоном с целью обнаружения отклонений
следствий;
и отличий от эталона)
-установление
причинно-следственных Коррекция
(внесение
необходимых
связей;
дополнений и корректив в план и способ
- построение логической цепи рассуждений;
действия в случае расхождения эталона,
- доказательство;
реального действия и его продукта).
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Оценка
(выделение
и
осознание
10

Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.

учащимися того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного
конфликта
и
к
преодолению препятствий).

Формирование УДД соотносится с формированием общих компетенций
соответственно с требованиями ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК07
ОК08

ОК09
ОК 10
ОК 11

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной
деятельности и поддержание необходимого уровня физической
подготовленности.
Использовать информационные технологии в
профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языке.
Планировать предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов, тем

Содержание учебного материала

Объём
часов

Уровень
усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Родная литература второй половины 19 века
Тема 1.1
Введение.
Особенности
уральской
литературы

Тема 1.2
Социальноисторическое и
психологическое
направление в
творчестве
уральских
писателей

Содержание учебного материала

2

Специфика родной литературы как вида
искусства.
Самобытность
уральской
литературы. Писатели и учёные о богатстве и
выразительности русского языка и русской
литературы. Самобытность родной литературы
второй половины 19 века (обобщение ранее
изученного материала)

2

Содержание учебного материала

4

1.Д.Н. Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские
миллионы». История горнозаводских фамилий:
прошлое и настоящее.
Образ Сергея Привалова в романе, истоки
формирования его характера. Сюжет и
композиция произведения. Образ Урала в
творчестве писателя
2. Практическая работа №1
Женские образы в романе, их роль в понимании
отношения женщин к жизни, семейному укладу

2

2

2

2

1

Раздел 2. Литература первой половины ХХ века
Тема 2.1

Содержание учебного материала

4

Уральская
литература
первой
половины ХХ
века

1.П.П. Бажов. Сведения из биографии. Сказание
об Урале. Язык уральцев по сказам П.П. Бажова.
2. Практическая работа №2
Идейно-художественное
своеобразие
произведений П.П. Бажова. Уральская тематика
произведений писателя.

2

1

2

2

Тема 2.2

Содержание учебного материала
1.
А.К. Толстой «Край ты мой, родимый
край». Анализ стихотворения. Наблюдение над
многообразием
средств
художественной
выразительности.
2.
Практическая работа №3
Логическое
ударение.
Нравственная

4

2

2

1

2

2

Поэты Урала

12

Тема 2.3
Тема войны в
поэзии Урала

самооценка. Выразительное чтение стихов
уральских поэтов. Уральский тип стихотворца:
поэзия М. Найдича, С. Щипачева, Л. Сорокина,
К. Некрасовой и др.
Содержание учебного материала
1.
Поэзия военных лет Л. Татьяничевой.
Драматизм,
высокие
порывы
души,
самоотвержения и жажды жизни. Биография
поколения, которому выпала тяжесть минувшей
войны.
2. Практическая работа №4.
Анализ лирических произведений М. Джалиля.

4
2

2

2

2
2

Раздел 3. Литература второй половины 20 века
Тема 3.1

Содержание учебного материала

6

Отражение
общественной и
культурной
жизни страны в
разные периоды
исторического
развития

1.Отражение конфликтов истории в творчестве
В.Т. Шаламова. «Колымские рассказы»: их
художественное своеобразие, ясность, простота.

2

2.Деревенская проза. В.М. Шукшин. Сведения
из биографии. Рассказы В. Шукшина.
Изображение жизни русской деревни.
3. Практическая работа № 5. Анализ эпизодов
Деревенской прозы в творчестве В. Шукшина.

2

Тема 3.2

Содержание учебного материала
1.
Место авторской песни в историкокультурном
процессе:
содержательность,
искренность, внимание к личности.
2.
Практическая работа №6
Текстовый анализ авторских песен, их
сатирическая направленность.

4

Содержание учебного материала

4

1.
Творческая биография и художественный
мир В.П. Астафьева.
2.
Практическая работа № 7
Тема защиты родной земли в романе
«Прокляты и убиты». Цельная трагическая
картина военной эпохи.

2

2

2

2

Авторская
песня

Тема 3.3
Уральская
литература 8090-х годов

13

2

2
2

2

3

2

3

Тема 3.4
Уральская
драматическая
проза

Содержание учебного материала
Жизнь и творчество Н. Коляды. Пьеса «Полонез
Огинского»: социальные и психологические
конфликты.

2
2

2

Дифференцированный зачёт

2

3

Всего учебных занятий – 36, из них практических – 14 ч.
1 семестр – 0 ч. 2-й семестр – 36 ч

Для

характеристики

уровня

освоения

Итог:

36

учебного

материала

используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции
или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение
деятельности, решение проблемных задач)

14

ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВИДОВ

УЧЕБНОЙ

Характеристика основных видов учебной деятельности (на
уровне учебных действий)
Введение
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы, чтение
Особенности
Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная
уральской литературы литература, энциклопедии, словари, в том числе интернетисточники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение;
комментированное чтение; аналитическая работа с текстами
художественных произведений; подготовка докладов и сообщений;
самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника;
подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных
презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение
стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения;
работа с иллюстративным материалом; самооценивание и
взаимооценивание
СоциальноАудирование; конспектирование; чтение; комментированное
историческое
и чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа
психологическое
с источниками информации (дополни- тельная литература,
направление
в энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и
творчестве уральских письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая
писателей
работа с текстами художественных произведений и критических
статей; на- писание различных видов планов; реферирование;
участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание
сочинения; редактирование текста; реферирование текста;
проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к
семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);
самооценивание и взаимооценивание
Уральская литература
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное
первой половины ХХ
чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа
века
с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений;
составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка
сообщения; выступление на семинаре
Поэты Урала
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники),
составление тезисного плана; составление плана сочинения;
аналитическая работа с текстом художественного произведения;
чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том
числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное
чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного
планов; работа в груп- пах по подготовке ответов на проблемные
вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа
Тема войны в поэзии
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на
Урала
проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и
групповая аналитическая работа с текстами художественных
произведений и учебника; составление таблицы; составление
тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения;
чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение
наизусть; работа с иллюстративным материалом
Содержание обучения

15

Отражение
общественной
и
культурной
жизни
страны
в
разные
периоды исторического
развития

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная
и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и
групповая аналитическая работа с текстами художественных
произведений (устная и письменная); выразительное чтение и
чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление
тезисного
и
цитатного
планов
сочинения;
работа
с
иллюстративным
материалом;
проектная
и
учебноисследовательская работа
Авторская песня
Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка
литературной композиции; подготовка сообщений и докладов;
выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и
индивидуальная работа с текстами лирических произведений;
реферирование текста.
Уральская литература Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение;
80-90-х годов
самостоятельная аналитическая работа с текстами уральских
произведений
Уральская
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с
драматическая проза
текстами
художественных
произведений,
аннотирование;
подготовка докладов и сообщений

16

Условия реализации программы учебной дисциплины
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью
и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется
мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и
научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам
литературоведения.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Литература» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам
по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

17

ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для
учреж- дений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум:
учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в
2 ч. — М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в
2 ч. — М., 2014.
интернет-ресурсы
www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания
помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками
совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных
ресур- сов»).
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).

18

КОНТРОЛЬ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Раздел

Уметь/Знать

Раздел 1.

Уметь:
Осуществлять аналитическую работу
с
текстами
художественных
Родная
произведений; участвовать в беседе,
литература
отвечать на вопросы, самостоятельно
второй
выполнять задания по учебнику,
половины 19 выразительно читать стихотворения,
века
писать сочинение.
Знать: основные факты жизни и
творчества, тексты произведений
писателей

Раздел 2.

Уметь:
самостоятельная
работать
с
источниками
информации
(дополниРодная
тельная литература, энциклопедии,
литература
словари, в том числе интернетпервой
источники);
осуществлять
половины ХХ аналитическую работу с текстами
века
художественных
произведений,
писать
сочинение,
составлять
исследовательский проект.
Знать:
основные факты жизни и творчества
уральских писателей 19 века,
содержания произведений русской,
родной
литературы,
их
сопоставление.

Раздел 3.

Уметь:
выразительно читать стихотворения,
анализировать
тексты
Родная
стихотворений, участвовать в беседе,
литература
составлять
тезисный
план
второй
выступления и сочинения.
половины 20
Знать:
века
основные факты жизни и творчества,
тексты произведений литературы

19

Результаты
освоения
учебной
дисциплины
Полное
освоение
содержания,
умений,
знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДЛичностные,
познавательн
ые
Полное
освоение
содержания,
умений,
знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДпознавательн
ые,
коммуникати
вные

Полное
освоение
содержания,
умений,
знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДпознавательн
ые,
коммуникати
вные

Контроль и оценка
результатов освоения
учебной дисциплины
Практическая
работа
№1
(сочинение).
Подготовка сообщений,
работа с текстами
Критерии оценивания
практической
самостоятельной
работы.

Практическая работа 2
(анализ текста),
работа с источниками
информации.
Практическая
работа
№3
(выразительное

чтение
стихов
уральских поэтов).
Практическая работа
№4
(анализ
лирических
произведений).
Критерии оценивания
практической,
контрольной
и
самостоятельной
работы.
Практическая
работа
№5 (анализ эпизодов).

Практическая работа
№
6
(текстовый
анализ
авторских
песен).
Практическая работа
№7 (сочинение)
Критерии оценивания
практической,
контрольной
и
самостоятельной
работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».