РП 2020г.Русский язык 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования», приказ Министерства
образования и науки РФ № 1196 от 07.12.2017г.; ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая
2012 г. (изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015
N 1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчики: Жигунова Татьяна Павловна, преподаватель истории ГБПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум»

2

Содержание
Пояснительная записка...................................................................................................................... 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык» ..................................................... 6
Место учебной дисциплины в учебном плане ................................................................................ 8
Результаты освоения учебной дисциплины .................................................................................... 9
Содержание учебной дисциплины ................................................................................................. 12
Тематическое планирование ........................................................................................................... 19
Приложение 1 Практические работы ............................................................................................. 27
Характеристика основных видов деятельности студентов .......................................................... 30
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Русский язык» .......................................................................................................... 31
Контроль и оценка результатов учебной дисциплины ................................................................. 33

3

Пояснительная записка
Программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Русский
язык»
предназначена для изучения русского языка студентами по специальности 13.02.11.
«Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического
оборудования» в ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующем
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе
1. Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Закона Свердловской области от 15 июля 2013г. № 78-ОЗ «Об образовании
Свердловской области».
3.Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего
профессионального образования по специальности 13.02.11. Техническое обслуживание и
эксплуатация электрического и электромеханического оборудования
4.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования, 07.06.2012 г. № 24480
5. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным
государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»
(ФГАУ «ФИРО»), разработанной для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 года, регистрационный номер
рецензии «381 от 23 июля 2015 года ФГАУ «ФИРО».
6. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Министерство образования и науки России от 17.03.2015
№ 06-259).
7.Учебного плана ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум».
8. Календарного учебного графика ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный
техникум».
9.Федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации обязательной
части основной образовательной программы на 2015-2016 учебный год( приказ РФ № 575 от
8 июня 2015г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих
целей:
 совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
 формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
 совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной
речи в разных речевых ситуациях;
 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков.
4

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).

5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению
обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением,
письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над
особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной
целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления
общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную
речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные
связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит
в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского
литературного
языка;
совершенствования
умения
пользоваться
различными
лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как
формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в
зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание
обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их
освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной
самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей профессионального образования русский
язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении
специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования русский язык
изучается более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику
осваиваемых профессий или специальностей.
6

При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с
формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает
обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание
уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых
единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного
содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь»,
«Функциональные стили» и др., в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и
различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов,
индивидуальных проектов).
При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и
навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре
речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи,
использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной
целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и
грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении,
изобразительно-выразительные средства языка и др.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических
понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые
отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия
для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить
деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал
личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к
занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык » предполагает
соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса
русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная
дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных
образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен
материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается
подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

7

Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Русский язык» является частью обязательной предметной
области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав
общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

8

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
 воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает
культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков,
осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
 понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
 осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
9


владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Соответственно ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования формируются общие
компетенции:
 ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
 ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие;
 ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
 ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
 ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
 ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
 ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

10

В соответствии с ФГОС общего среднего образования формируются универсальные учебные
действия (УУД):
Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
формирование основ гражданской
идентичности личности).
Смыслообразования ( «какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь
находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор).

Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели, функций
участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация).
Управление поведением партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что
ещё неизвестно).
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление
плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению, осознание качества и уровня
усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий).

Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий
СПО и специальностей СПО.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и
анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный
стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического
стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения
публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое
целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац
как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение
типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение
видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение
буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в
стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение
гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
12

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы
ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание
и/ы после приставок.
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского
языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики
3. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная
лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи
(жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и
поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в
речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический
разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц —
выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи,
выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер
употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым
языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе
на лингвистическую тему.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об
этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных
стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- /
пре-. Правописание сложных слов.
Практические занятия
13

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с
морфемами-синонимами.
Распределение
слов
по
словообразовательным
гнездам,
восстановление
словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов,
слов одной структуры.
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания
внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род,
число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний
имен
существительных.
Правописание
сложных
существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени
прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и
других с существительными разного рода.
Местоимение.
Значение
местоимения.
Лексико-грамматические
разряды
местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в
тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного
времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности
и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных
причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с
причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки
препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор
деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения
предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
14

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака
действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории
состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в
течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, что- бы,
зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с
разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в
речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии:
грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма
морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и
синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи
обучающихся.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;
использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям
речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с
использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
6. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное
синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.
Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные
предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и
роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных
15

сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи
предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени
и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и
двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях
речи. Использование неполных предложений в речи.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика
ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.
Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как
изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль
обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование
вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи
как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с
различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях
речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика
простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные
союзные и бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена пря- мой
речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических
понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной
системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности
употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
16

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
Упражнения
по
синтаксической
синонимии:
двусоставное/односоставное
предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /
сложноподчиненное
предложение
с
придаточными
определительными
и
обстоятельственными и др.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по
схемам.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Русский язык среди других языков мира.
2. Языковые нормы.
3. Языковой портрет современника.
4. Молодежный жаргон.
5. Деятельность М. В. Ломоносова в развитии и популяризации русского
литературного языка.
6. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
7. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
8. Формы существования национального русского языка: русский литературный
язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
9. Язык и культура.
10. Культурно-речевые традиции русского языка.
11. Вопросы экологии русского языка.
12. Виды делового общения, их языковые особенности.
13. Языковые особенности научного стиля речи.
14. Особенности художественного стиля.
15. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
16. Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
17. СМИ и культура речи.
18. Устная и письменная формы русского языка и сферы их применения.
19. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики
в произведениях художественной литературы.
20. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
21. Русское письмо и его эволюция.
22. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
23. Антонимы и их роль в речи.
24. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации
речи.
25. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
26. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
27. В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
28. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
29. Исторические изменения в структуре слова.
30. Учение о частях речи в русской грамматике.
31. Грамматические нормы русского языка.
17

32. Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале
произведений художественной литературы).
33. Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере
лирики русских поэтов).
34. Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
35. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
36. Наречия и слова категории состояния.
37. Слова-омонимы в морфологии русского языка.
38. Роль словосочетания в построении предложения.
39. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и
семантики.
40. Синтаксическая роль инфинитива.
41. Предложения с однородными членами и их функции в речи.
42. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
43. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
44. Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
45. Синонимика простых предложений.
46. Синонимика сложных предложений.
47. Использование сложных предложений в речи.
48. Способы введения чужой речи в текст.
49. Русская пунктуация и ее назначение.
50. Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Объём образовательной нагрузки – 221час, всего учебных
занятий – 203, в том числе: 97 практических занятий; консультаций –
12 часов, промежуточная аттестация– 6 часов.
№ урока

1-2

Всего В т.ч.
часов ПР

Содержание курса
Введение. Язык как средство общения.
Русский язык в мире. Анализ методов
языкового
исследования.
Лингвистический анализ

Уровень
освоения

2

1

Раздел 1 Язык и речь. стили речи
3-4

Язык и речь. Функциональные стили
речи. Разговорный стиль

2

2

5-6

Научный, официально-деловой
речи. Основные жанры

2

2

7-8

стили

Практическое занятие №1
Определение стиля речи по признакам.

2

2

2

9-10

Публицистический и художественный,
разговорный стили, их назначение,
признаки.

2

2

11-12

Функционально-смысловые типы речи.
Текст, тема, основная мысль текста.

2

3

13-14

Информационная переработка текста

2

1

15-16

Практическое занятие №2
Стилистический анализ текста

2

2

1

Раздел 2. Фонетика и орфоэпия
17-18

19-20

Фонетика как раздел науки о языке.
Фонетические единицы языка.
Орфоэпические нормы. Использование
орфоэпического словаря для постановки
правильного ударения слов.

2

2

2

3

Практическое занятие №3
21-22

23-24

Произносительные нормы русского
языка. Работа с орфоэпическим словарём.
Практическое занятие №4
Орфоэпические нормы русского языка.

Раздел 3. Лексика и фразеология

2

2

2

2

2

3

25-26
27-28
29-30

Слово в лексической системе языка
Лексика с точки зрения её употребления
Профессионализмы.
Активный и пассивный словарный запас.
Особенности речевого этикета.

2

1

2

2

2

2

Практическое занятие №5
30-32

2

Фразеологизмы и их значение.

2

1

Раздел 4. Морфемика. Словообразование. Орфография.
33-34

Морфемика,
словообразование,
орфография как разделы науки о языке.

2

2

35-36

Понятие морфемы. Синонимия и
антонимия морфем.

2

3

37-38

Морфемный,
словообразовательный,
этимологический анализ

2

2

2

1

39-40

Способы словообразования. Разбор слов
по составу. Способы сложения.

41-42

Орфография как раздел науки о языке.
Правописание чередующихся гласных в
корне слова

2

1

43-44

Правописание сложных слов в русском
языке

2

2

45-46

Практическое занятие №6

2

Орфографический диктант.

2

2

Раздел 5. Морфология
47-48

Имя существительное и прилагательное,
употребление их в речи.

2

3

Практическое занятие №7
49-50

Правописание
суффиксов
имён
существительных и прилагательных.

2

2

2

51-52

Правописание числительных и
местоимений. Употребление в речи.

2

2

53-54

Основные
разряды
местоимений.
Определение разрядов местоимений.

2

2

55-56

Правописание глаголов. Причастие и
деепричастие. Морфологический разбор.

2

3

57-58

Правописание наречий. Отличие наречий
от слов-омонимов, замена их нужными
словоформами.

2

3

20

59-60

Служебные части речи: предлоги, союзы,
частицы, их роль в речи.

2

1

61-62

Междометия и звукоподражательные
слова, их правописание.

2

1

63-64

Проверочная работа по разделу

2

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

54

28

65-66

Синтаксис как раздел науки о языке.
Основные единицы синтаксиса.

2

1

67-68

Наблюдение
над
существенными
признаками
простого
и
сложного
предложений.

2

2

Практическая работа №8
69-70

Разбор словосочетаний, определение
видов связи в словосочетании.

2

2

2

71-72

Простое предложение. Грамматическая
основа предложения. Прямой и обратный
порядок слов в предложении.

2

2

73-74

Главные и
предложения.
предложения.

2

2

75-76

Неполные предложения. Синонимия
односоставных предложений.

2

2

77-78

Осложнённое простое предложение.
Однородные члены предложения.

2

2

79-80

Простые предложения с обособленными
определениями.

2

2

Простые предложения с обособленными
приложениями. Графическое выделение
обособленных
приложений
в
предложении

2

2

83-84

Простые предложения с обособленными
обстоятельствами.
Графическое
выделение обособленных обстоятельств в
предложениях

2

2

85-86

Простые предложения с обособленными
дополнениями,
их
графическое
выделение. Составление предложений с
обособленными дополнениями.

2

2

87-88

Простые предложения с уточняющими
членами предложений

2

2

81-82

второстепенные члены
Односоставные

Практическое занятие №9
89-90

Постановка знаков препинания в простом
осложнённом предложении
21

2

2

2

91-92

Пунктуация как раздел науки о языке.
Знаки препинания, их роль в простых
предложениях

2

1

93-94

Контрольная работа за 1 полугодие.

2

3

95-96

Сложное
предложение.
Постановка
знаков
препинания
в
сложном
предложении

2

2

97-98

Сложносочинённое
Употребление его в речи.

2

2

99-100

предложение.

Практическое занятие №10.
Особенность постановки знаков
препинания в ССП

2

2

2

101-102

Сложноподчинённое
предложение
(СПП). Использование в разных типах
речи.

2

3

103-104

Сложноподчинённые предложения с
несколькими
придаточными
предложениями.
Виды
подчинения.
Определение видов подчинения.

2

2

105-106

Постановка знаков препинания в
бессоюзном сложном предложении

2

2

107-108

Постановка тире в бессоюзном сложном
предложении (БСП).

2

3

Практическая работа № 11
109-110

111-112

113-114
115-116
117-118

Постановка
знаков
препинания
сложных предложениях

в

Сложная синтаксическая конструкция
(ССК), использование в стилях речи.
Построение схем предложений.
Практическая работа №12
Постановка знаков препинания в ССК
Сложная синтаксическая конструкция как
компонент текста, роль в русском языке.
Практическая работа №13
Решение тестовых заданий по синтаксису

2

2

2

2

3

2

2
2

3

3
3

2

2

Раздел 7. Графика и фонетика
119-120

Фонетика как раздел науки о языке.
Основные единицы фонетики

2

1

121-122

Фонетический разбор: характеристика
гласных и согласных звуков.

2

2

123-124

Фонетика: открытые и закрытые слоги.

2

1

22

Разноместное ударение русского языка
125-126

Фонетический разбор слов. Количество
букв и звуков.

2

2

127-128

Фонетическая
русского языка

2

2

транскрипция

слов

Практическая работа №14.
129-130

Графическая
русского языка

характеристика

слов

2

2

2

Раздел 8. Стилистика и развитие речи
131-132

Стилистика
как
способ,
особенность речи человека

манера,

2

2

Практическая работа №15
133-134

Лингвистика текста. Понятие текста.
Признаки текста. Абзац как микротекст.
Структура абзаца.

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практическая работа № 16
135-136

Текст и микротекст. Тема
Построение схемы текста.

и

рема.

Практическая работа №17
137-138

Типы речи в тексте и микротексте:
описание, повествование, рассуждение,
оценка. Основные признаки типов речи.
Соединение типов речи в тексте
Практическая работа № 18

139-140

Определение типов речи в микротексте и
тексте в целом.
Практическая работа № 19

141-142

143-144

Совершенствование речевых навыков.
Работа над сочинениями определённой
тематики.
Сочинения-описания.
Сочинения-рассуждения.
Углубление знаний о тексте. Стили речи,
особенность их использования.

2

2

Практическая работа №20
145-146

Изобразительно-выразительные средства
языка (ИВСЯ): тропы и фигуры речи.

2

2

2

2

2

3

Практическая работа №21
147-148

Тропы как слова и выражения в
переносном значении. Определение и
роль
в
тексте.
Стилистическая
оригинальность словесных образов.
23

149-150

Практическая работа № 22
Определение тропов в микротекстах

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Практическая работа №23
151-152

Фигуры речи. Понятие и роль в тексте.
Использование фигур речи в поэтических
и художественных текстах
Практическая работа № 24

153-154

Определение фигур речи в микротекстах,
их роль и использование в поэтической
речи
Практическая работа № 25

155-156

Роль тропов и фигур речи в текстах
художественного и публицистического
стилей речи
Практическая работа №26

157-158

Стилистические
регистры
русского
языка. Многофункциональность языка.
Уместность и неуместность речи.
Практическая работа №27

159-160

Роль межстилевой лексики языка.
Степень индивидуализированности речи.
Нормы функционального стиля речи.
Практическая работа № 28

161-162

Определение
стиля
речи
текста,
характерной
лексики,
фразеологии,
грамматических форм, межстилевых
единиц
Практическая работа № 29

163-164

Передача
содержания
указанного
отрывка средствами пяти стилей речи
Практическая работа № 30

165-166

Синтаксис разговорной речи. Простые и
неполные предложения. Использование
прямой речи и диалога, знаки препинания
при прямой речи и диалоге.
Практическая работа №31

167-168

169-170

Структуры предложений в разговорной
речи. Устойчивые построения. Дробление
предложений
Парцелляция.
Использование бессоюзных сложных
предложений (БСП) в речи
Практическая работа №32
24

Взаимодействие разговорной речи и
книжных стилей. Полилог, его значение
Практическая работа № 33
171-172

Лексические и синтаксические средства
разговорного
стиля,
их
роль
в
повествовании

2

2

3

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

2

Практическая работа № 34
173-174

Синонимические
разговорные
конструкции. Замена книжных слов
экспрессивной разговорной лексикой.
Практическая работа №35

175-176

Жанры
стилей
русского
языка.
Использование жанров определённого
стиля речи.
Практическая работа № 36

177-178

179-180

Речевая ситуация. Признаки речевой
ситуации по указанным текстам.
Практическая работа № 37
Составление схем речевой ситуации.
Практическая работа № 38

181-182

Редактирование текста в соответствии с
речевой ситуацией, стилем и жанром
текста
Практическая работа № 39

183-184

Чёткость и точность научной лексики.
Термины, их применение в научной речи,
выявление в тексте, определение роли
Практическая работа № 40

185-186

Особенности научной речи в области
морфологии.
Преобладание
имён
существительных абстрактного значения.
Выявление их в тексте
Практическая работа №41

187-188

Особенность публицистической лексики.
Использование книжных фразеологизмов.
Политические, социально-экономические
термины.
Практическая работа № 42

189-190

191-192

Определение
значения
фразеологизмов
в
публицистического стиля

и

роли
текстах

Практическая работа №43
25

Лексика официально-делового стиля.
Канцеляризмы, их роль в письменной
речи.
Практическая работа № 44
193-194

Неуместность
использования
канцеляризмов в устной речи. Замена
канцеляризмов
соответствующей
лексикой в текстах публицистического и
научного стилей речи

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

2

2

2

2

2

1

1

2

203ч

97 ч

Практическая работа № 45
195-196

Язык дипломатии на современном этапе.
Этикетные
слова
и
выражения.
Стандартизация деловых писем.
Практическая работа № 46

197-198

Стилистический,
лексический
морфологический анализ текста

и

Практическая работа №47
199-200

Повторение пройденного материала по
развитию связной речи. План. Тезисы.
Конспект.
Практическая работа № 48

201-202

Признаки эссе и сочинения в русском
языке.
Практическая работа №49

203

Повторение основных разделов русского
языка, их языковых единиц
ИТОГ:

Всего: 106 ауд.ч. + 97 пр. занятий = 203 ч.

26

Приложение 1
Практические работы
№
1

2

3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18

19
20

Содержание практических работ
Определение функционального стиля речи по признакам с
использованием таблицы
Функционально-смысловые типы речи. Текст, темы, основная
мысль текста.
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу)
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ
текста. Освоение видов переработки текста
Произносительные нормы русского языка. Работа с
орфоэпическим словарём.
Орфоэпические нормы русского языка.
Особенность русского ударения: разноместное, нефиксированное.
Значение слова в зависимости от ударения.
Лексика с точки зрения её употребления
Подбор
текстов
с
изучаемым
языковым
явлением.
Профессионализмы.
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы и их
значение
. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ
Способы словообразования. Разбор слов по составу. Способы
сложения. Определение способа словообразования
Орфографический диктант. Графическое обозначение орфограмм
Правописание суффиксов имён существительных и
прилагательных
. Основные разряды местоимений. Определение разрядов
местоимений в предложениях
Правописание
глаголов.
Причастие
и
деепричастие.
Морфологический разбор.
Разбор
словосочетаний,
определение
видов
связи
в
словосочетании.
Главные и второстепенные члены предложения. Виды
односоставных предложений
Осложнённое простое предложение. Однородные члены
предложения. Схемы простых предложений, осложнённых
однородными членами предложений
Простые предложения с обособленными приложениями.
Графическое
выделение
обособленных
приложений
в
предложении
Простые предложения с обособленными обстоятельствами.
Графическое выделение обособленных обстоятельств в
предложениях
Простые предложения с обособленными дополнениями, их
графическое
выделение.
Составление
предложений
с
обособленными дополнениями
Постановка знаков препинания в простом осложнённом
27

Количество
часов
2

2

2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

2

2
2

21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

45

предложении
Особенность постановки знаков препинания в сложносочинённом
предложении (ССП)
Сложноподчинённые предложения (СПП). Использование их в
разных типах речи. Синтаксический разбор СПП
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
предложениями. Виды подчинения. Определение видов
подчинения
Постановка тире в бессоюзном сложном предложении (БСП).
Роль БСП в речи. Объяснение постановки знаков препинания в
БСП
Постановка знаков препинания в сложных предложениях
Постановка знаков препинания в сложных синтаксических
конструкциях (ССК)
Решение тестовых заданий по синтаксису
Характеристика гласных и согласных букв русского языка.
Условия появления двух звуков в гласных буквах
Графический и фонетический разбор слов русского языка.
Причины несовпадения букв и звуков.
Графическая характеристика слов русского языка
Текст и микротекст. Тема и рема. Построение схемы текста.
Определение типов речи в микротексте и тексте в целом.
Совершенствование речевых навыков. Работа над сочинениями
определённой тематики. Сочинения-описания. Сочинениярассуждения.
Определение тропов в микротекстах
Определение фигур речи в микротекстах, их роль и использование
в поэтической речи
Роль тропов и фигур речи в текстах художественного и
публицистического стилей речи
Определение стиля речи текста, характерной лексики,
фразеологии, грамматических форм, межстилевых единиц
Передача содержания указанного отрывка средствами пяти стилей
речи
Синтаксис разговорной речи. Простые и неполные предложения.
Использование прямой речи и диалога, знаки препинания при
прямой речи и диалоге.
Лексические и синтаксические средства разговорного стиля, их
роль в повествовании
Синонимические разговорные конструкции. Замена книжных слов
экспрессивной разговорной лексикой.
По указанным текстам составить схемы речевой ситуации
Редактирование текста в соответствии с речевой ситуацией,
стилем и жанром текста
Красота и выразительность научной лексики. Термины, их
применение в научной речи, выявление в тексте, определение
роли
Особенности научной речи в области морфологии. Преобладание
имён существительных абстрактного значения. Выявление их в
тексте
28

2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

46
47
Итого:

Определение значения и роли фразеологизмов в текстах
публицистического стиля
Стилистический, лексический и морфологический анализ текста

29

2
1
97 ч.

Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения
Фонетика, орфоэпия,
графика, орфография

Лексикология и
фразеология

Морфемика,
словообразование,
орфография

Морфология и
орфография

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на
уровне учебных действий)
 Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по
изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
 строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять
круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует
ориентироваться в конкретном случае;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т. д.;
 извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики
(звукопись)
 Аргументировать различие лексического и грамматического значения
слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии
в публицистической и художественной речи и оценивать их;
 объяснять особенности употребления лексических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую
информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря,
словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе
мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности;
 познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении
слова (метафора, эпитет, олицетворение)
 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста;
 проводить
морфемный,
словообразовательный,
этимологический,
орфографический анализ;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем
учебника;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
 опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
 извлекать
необходимую
информацию
из
морфемных,
словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;
 использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова
 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
 проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем
учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
 определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым
следует ориентироваться в конкретном случае;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при- знаков,
характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из
художественных текстов изучаемых произведений;
 составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в
устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения
30

изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе
письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании
Синтаксис
 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
и пунктуация
текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить
языковой
разбор
(фонетический,
лексический,
морфемный,
словообразовательный,
этимологический,
морфологический,
синтаксический, орфографический, пунктуационный);
 комментировать ответы товарищей;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем
учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым
следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью
обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
 составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по
опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные
синтаксические нормы;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при- знаков,
характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из
художественных текстов изучаемых произведений;
 определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании;
находить в тексте стилистические фигуры;
 составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в
устной и письменной форме по теме занятия;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе
письма;
 производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
 составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в
устной или письменной форме;
 пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми
отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных
предложениях;
 составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам
Стилистика и развитие  совершенствовать речевую подготовку студентов при помощи
речи
актуализации понятий о строении абзаца, реме и теме как элементах
актуального членения предложения, о типах речи и их строении;
 усилить лингвистическую основу работы по развитию речи как
формирование определённых речевых умений;
 анализировать текст, с позиций стилистики, через конструирование
фрагментов текста из заданных элементов с учётом указанных условий;
 редактировать высказывание, продолжать заданное начало текста,
воспроизводить готовый текст;
 создавать собственные высказывания по точным рекомендациям, введение
студентов в речевые ситуации, приближённые к естественным условиям;
 способствовать созданию непринуждённой творческой атмосферы при
организации текста данного типового значения, о способах развития в нем
мысли, о связи отдельных частей текста, о выборе стиля речи и
соответствующих языковых средствах языка;
 определять изобразительно-выразительные средства языка: тропы и
фигуры речи, выявлять их роль в конкретном тексте;
 помочь подняться на новую ступень речевой культуры специалиста,
осознавать и свободно пользоваться богатствами родного языка для
передачи мыслей и чувств.
31

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Русский ЯЗЫК»
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализирован- ной учебной мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому
языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Русский язык» входят:
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной
литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» студенты
имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и
литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам,
практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

32

ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык
(базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013
№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от
03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014
№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический
словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.
Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —
25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В. В. Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
www.uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www.Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.
metodiki.ru (Методики).
www.posobie.ru (Пособия).
www. it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель —
учителю» издательства «Просвещение»).
www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch
(Словари.ру). www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www.gramota.ru (Справочная
служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
33

Контроль и оценка результатов учебной дисциплины
Раздел

Уметь/знать

Раздел 1.
Язык и речь.
Функциональные
стили речи.

Уметь:
анализировать
текст
(Лингвостилистический
(стилистический,
речеведческий)
анализ
текста.
- Составлять тексты разных
функциональных типов
Знать:
Основные
требования
к
речи,
функциональные стили речи
и их особенности. признаки,
структура текста.
Уметь:
находить речевые ошибки в
употреблении лексических и
фразеологических единиц и
их исправлять, составлять
связные высказывания с
использованием
заданных
лексем, фразеологизмов в
том
числе
на
лингвистическую тему.
Знать:
лексическую
систему
русского языка, особенности
фразеологизмов

Раздел 2.
Лексика и
фразеология

Раздел 3.
Фонетика,
орфоэпия,
графика

Уметь:
наблюдать
над
функционированием правил
орфографии и пунктуации в
образцах
письменных
текстов,
осуществлять
фонетический,
орфоэпический
и
графический анализ слова.
Знать:
фонетические
единицы,
орфоэпические,
орфографические нормы.

34

Результат
освоения учебной
дисциплины
Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДЛичностные.
Познавательные,
коммуникативные

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДЛичностные,
Познавательные.
коммуникативные

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДпознавательные.
коммуникативные

Методы, формы,
оценка
Практическая работа
№1(анализ текста).
Самостоятельная
работа №1 (анализ
текста).
Текущий
контроль
(устный-связное
высказывание)
Критерии оценивания
самостоятельной
и
практической работы,
связного
высказывания.
Практическая работа
№2
(Составление
таблицы по теме:»
Лексические
и
фразеологические
нормы. Лексические
ошибки
и
их
исправление.»).
Текущий
опрос
(устный-выступление
перед аудиторией с
небольшими
информационными
сообщениями)
Критерии оценивания
практической работы,
небольшого
информационного
сообщения.
Практическая работа
№3(Диктант).
Самостоятельная
работа
№2(фонетический,
орфоэпический
анализ слова)
Текущий
опрос
(письменные
рассуждения с целью
анализа проделанной
работы.
Критерии оценивания
практической
и
самостоятельной

Раздел 4.
Морфемика,
словообразование
, орфография.

Раздел 5.
Морфология и
орфография

работы, рассуждения
с
целью
анализа
проделанной работы.
Уметь: делать морфемный, Полное освоение Текущий
контроль
словообразовательный,
содержания,
(устный-опознать
этимологический анализ для умений, знаний, изучаемое языковое
понимания
внутренней общих
явление из текста)
формы слова, наблюдать за компетенций
Контрольная работа
историческими процессами
(ОК1-ОК11),
за 1 семестр.
Знать:
УУДКритерии оценивания
понятие
морфемы
как Познавательные,
опознания
значимой
части
слова, коммуникативные изучаемого языкового
способы словообразования.
явления из текста),
Правописание
контрольной работы
чередующихся гласных в
корнях слов. Правописание
приставок
при- / пре-. Правописание
сложных слов.
Уметь: Исследовать текст с Полное освоение Практическая работа
целью освоения основных содержания,
№4
понятий морфологии, делать умений, знаний, (Исследование текста
морфологический
разбор общих
с целью освоения
частей
речи,
подбирать компетенций
основных
понятий
тексты с определенными (ОК1-ОК11),
морфологии.
орфограммами, составлять УУД.Морфологический
тексты на лингвистическую Познавательные,
разбор частей речи.)
тему
коммуникативные Практическая
Знать:
Грамматические
работа№5
признаки
слова,
(тестирование
по
знаменательные
и
теме:
«Служебные
незнаменательные
части
части речи»)
речи и их роль в построении
Самостоятельная
текста.
Основные
работа №3(рефераты,
выразительные
средства
сообщения)
морфологии
Текущий
опрос
(монологическое
высказывание
на
лингвистическую
тему в письменной
форме)
Критерии оценивания
практической,
самостоятельной
работы
Критерии оценивания
монологического
высказывания
на
лингвистическую
тему в письменной
форме, практической
и
самостоятельной
35

Раздел 6.
Синтаксис и
пунктуация

Уметь:
Анализировать
ошибки и недочеты в
построении
простого
(сложного) предложения ,
составлять схемы простых и
сложных предложений и
составлять предложения по
схемам, составлять связные
высказывания
с
использованием
предложений определенной
структуры, в том числе на
лингвистическую тему.
Знать: Основные единицы
синтаксиса: словосочетание,
предложение,
сложное
синтаксическое
целое,
основные
выразительные
средства синтаксиса

36

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11), УУД
(личностные,
Познавательные.
коммуникативные

работы.
Текущий
контроль(Составлять
связное высказывание
на лингвистическую
тему в устной форме)
Самостоятельная
работа
№4
(исследовательский
проект. Презентации).
Контрольная работа
по теме:» Сложное
предложение»
(письменные
контрольные
задания).
Критерии оценивания
связного
высказывания
на
лингвистическую
тему в устной форме,
самостоятельной
и
контрольной работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».