1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки России № 1569 от 09 декабря 2016 г Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Быкова Лилия Анатольевна, преподаватель спецдисциплин, высшая квалификационная категория. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 3 6 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 13. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09. «Повар, кондитер». 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: • представлять характеристику будущей профессиональной деятельности и рабочего места • различать квалификационные характеристики профессии Повар и Кондитера; • разрабатывать реальную программу личных действий для достижения трудоустройства или продолжения получения образования и обеспечения собственной карьеры; • формулировать жизненные цели и определять средства их достижения; • использовать знания дисциплины «Введение в профессию» в процессе освоения содержания ППКРС и перспектив своей будущей профессии. . производить поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: • место профессии в социально-экономической сфере; • профессиональную характеристику профессии; • профессиональные качества будущего специалиста; • требования к уровню подготовки квалифицированного рабочего в соответствии с ФГОС, профессиональным стандартом индустрии питания; виды деятельности повара, кондитера; • требования, предъявляемые к повару; • взаимодействие и представление родственных профессий и специальностей; • назначение и роль своей будущей профессиональной деятельности; • историю развития общественного питания и перспективы развития отрасли в сфере обслуживания. • этапы развития общественного питания; перспективы развития общественного питания и его основные направления; • роль повара, кондитера в осуществлении задач, стоящих перед работниками общественного питания. • современные направления и тенденции в общественном питании; • национальные особенности русской кухни; • национальные особенности кухни народов мира. Формируемые общие компетенции: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. 4 ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося _38_часов; В том числе; Аудиторной учебной работы обучающегося-36 часов; Лекционная учебная работа-20 часов; Практическая учебная работа-16 часов; Самостоятельные работы – 2 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Лекционные занятия Внеаудиторные самостоятельные работы Зачет 6 38 36 16 20 2 2 2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 13 ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 Тема 1. Специфика профессии и ее социальная значимость для общества 2 Содержание учебного материала Тема 2 Я и техникум Объем часов 3 2 Введение. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. Содержание дисциплины и организация учебного процесса. Связь дисциплины с дисциплинами общеобразовательного и профессионального циклов. Значение учебной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов общественного питания. Повар как личность и профессионал. Общая характеристика профессии. История возникновения профессии Повар, кондитер. Содержание труда, предмет и средства труда. Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста. Требования профессии к личностным способностям специалиста. Медицинские противопоказания. Профессиональные компетенции повара, кондитера. Риски профессии. Практические занятия 1.Требования профессии к индивидуальным и личностным способностям специалиста. Медицинские противопоказания и риски профессии Содержание учебного материала 1. 1.Информация о традициях колледжа. Традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности образовательной организации, но и придают ей, то особое, неповторимое, что отличает ее от других и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь. Практические занятия 1.Анкета «Правильно ли я выбрал профессию» Содержание учебного материала 1. 7 2 2 2 2 Осваиваемые элементы компетенций 4 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Тема 3 Общественное питание – специфическая отрасль народного хозяйства и разновидность торговли Тема 4 Современные направления и тенденции в общественном питании Тема 5 Социальная значимость профессии в обществе. Исторический процесс формирования общественного питания как отрасли народного хозяйства. Становление кулинарного образования на профессиональный уровень. Знакомство с биографией известных поваровкулинаров мирового значения. Влияние известных поваров - кулинаров России на развитие общественного питания, внёсших значительный вклад в развитие мировой кухни Содержание учебного материала 1. Современные направления и тенденции в общественном питании. SousVide. Низкотемпературная кухня. Технология Smokinggun. Теория цвета и композиции в кулинарии. Приготовление украшений, основываясь технике дегидрации. Современные технологии в приготовлении и оформлении блюд Содержание учебного материала 1. Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии. С Эффективное поведение на рынке труда. Возможные варианты трудоустройства по профессии, осваиваемой в образовательном учреждении. 1. Тема 6 Социальная, Содержание учебного материала профессиональная, 1. Понятие «адаптация». Социальная, профессиональная, психологическая психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Умение произвести адаптация на рабочем хорошее впечатление на работодателя и в коллективе в первые дни работы. Новые месте. жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы Практические занятия 1.Написание резюме Тема 7 Введение в Содержание учебного материала кулинарию и основы 1. О кулинарии профессиональной и «любительской». Исторические факты. рационального питания Пища и ее значение в жизни человека. Понятие о рациональном питании. Режим питания. Главные характеристики пищи. Составные части пищевых продуктов. Химический состав пищи. Усвояемость пищи. Причины порчи пищевых продуктов. Пищевые отравления и инфекции. Практические занятия 1. Определение энергетической ценности готовых к употреблению блюд 8 2 2 2 2 2 2 ОК 1-7,9,10, 11 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ОК 1-7,9,10, 11 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Практические занятия 2. Причины порчи пищевых продуктов. Пищевые отравления и инфекции Тема 8 Кухня народов Содержание учебного материала мира. 1. История и этапы развития традиций питания. Традиции потребления продуктов в Древнем Риме, в Средние века, в современном мире. Синтез традиций и новаций в материальной культуре народов мира. Основные тенденции развития современной организации питания: портативные обеды, Фаст-Фуды, макдональдсы, трансфер-автоматы ит.д. Причины формирования национальных традиций и культур питания. Национальный репертуар блюд Славянских народов. Особенности формирования и развития кухни народов России. Особенности кухни народов стран АТР (Китай, Япония, Корея, Индокитай), общие принципы формирования кулинарных обрядов приема и способов обработки продуктов. Китайская кухня и ее влияние на развитие культуры питания народов Европы и Азии. Национальные блюда и экзотические продукты питания: змеи, ласточкины гнезда, черви, акульи плавники, мясо собаки. Использование приправ и пряностей-отличительная особенность культур питания народов Азии. Продукты питания в Арабских странах и США. Кухни и традиции питания в Арабских странах (Египет, Алжир, Сирия , Ирак, Саудовская Аравия, Индия).Традиции питания в США. Национальные блюда, традиции. Национальные блюда приготовления кондитерских изделий и напитков Практические занятия 1.Влияние мировых религий на формирование и становление традиций культур питания. Практические занятия 2.Особенности формирования и развития кухни народов России. Исторический путь кофе. Тема № 9 Национальные Содержание учебного материала традиции и праздники. 1. Культура застолья и национальные традиции. От Древнего мира до наших дней. Культура застолья. Столовые приборы, посуда аксессуары столов в прошлом и настоящем у разных народов. Культура застолья и их виды; дипломатические приемы, приемы, 9 2 2 2 2 2 2 ОК 1-7,9,10, 11 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 банкеты, фуршеты, шведские столы, чайные и кофейные столы, пикник, встреча нового года, свадьба. Особенности стилей застолья:( русский, французский, английский). Учебные проекты дипломатические приемы, приемы, банкеты, фуршеты, шведские столы, чайные и кофейные столы Национальные блюда и экзотические продукты питания разных кухонь мира. Культура застолья и национальные традиции. Столовые приборы и аксессуары в прошлом и настоящим времени у разных народов. Особенности стиля застолья (русский, французский, английский. Практические занятия 1. Виды (дипломатические приемы, приемы, банкеты, фуршеты. Сервировка столов. Самостоятельная работа обучающихся История и этапы развития традиций питания на Урале. Разработка презентации. Зачет Всего: 10 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 2 2 2 38 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Реализация программы профессионального модуля осуществляется в кабинете «Технологии кулинарного и кондитерского производства» № 28: 1.Стол-1 2.Стул-1 3.Шкафы-2 4.Тумба-2 5.Шторы-10 6.Столы ученические -15 7.Стулья -50 8.Аптечка-1 9.Электронная доска 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Андонова Н.И Организация и ведение процессов приготовление, оформления и подготовки к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания (1е-изд.) .-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-256 с. 2. Здобнов А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Для предприятий общественного питания. – К.: Арий, 2013.- 680 с., 2013 год. 3. Лутошкина Г.Г. Техническое оснащение организацией питания.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-240 с. 4. Королев А.А. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена: В 2 ч. Ч.1 (1-е изд.) .-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-256 с. 5. Мартинчик А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена: В 2ч. Ч.2 (1-е изд.) .-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-240 с. 6. Самородова И.П. Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента (1-е изд.).-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-192 с. 7. Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023). 8. Профессиональный стандарт «Кондитер/Шоколатье» в. – 13-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с. Дополнительные источники: 1.ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» / от 02.01.2000, ФЗ 29 с изменениями от 30.06.2003 № 15 - ФЗ 2.ФЗ РФ «Закон о защите прав потребителей» 2015 г. 3.Правила оказания услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 18.08.2011) 4.ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические требования». 5.ГОСТ Р 53104 - 2008 «Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания». 11 6.ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению, содержанию». Интернет ресурсы: 1. ://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 2. СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий 3. Электронная библиотека http://znanium.com/ 4. http://www.gastronom.ru/ - школа «Гастронома» 5. http://www.mmenu.com/ Кулинарный портал 12 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов. Результаты обучения Критерииоценки Знания: • место профессии в социальноэкономической сфере; • профессиональную характеристику профессии; • профессиональные качества будущего специалиста; • требования к уровню подготовки квалифицированного рабочего в соответствии с ФГОС, профессиональным стандартом индустрии питания; виды деятельности повара, кондитера; • требования, предъявляемые к повару; • взаимодействие и представление родственных профессий и специальностей; • назначение и роль своей будущей профессиональной деятельности; • историю развития общественного питания и перспективы развития отрасли в сфере обслуживания. • этапы развития общественного питания; перспективы развития общественного питания и его основные направления; • роль повара, кондитера в осуществлении задач, стоящих перед работниками общественного питания. • современные направления и тенденции в общественном питании; • национальные особенности русской кухни; • национальные особенности кухни народов мира. Умения: – представлять Формы методыоценки и Текущий контроль Полнота ответов, при проведении: точность -письменного/устного формулировок, не опроса; менее 70% правильных ответов. -тестирования; Не менее 70% правильных ответов. -оценки результатов внеаудиторной Актуальность темы, (самостоятельной) адекватность работы (разработка результатов презентаций.) поставленным целям, полнота ответов, точность Промежуточная формулировок, аттестация адекватность в форме зачета в виде: применения -письменных ответов, профессиональной -тестирования. терминологии характеристику Правильность, Текущий контроль: полнота выполнения - оценка заданий для 13 будущей профессиональной заданий, точность внеаудиторной деятельности и рабочего места формулировок, (самостоятельной) – различать квалификационные точность расчетов, работы - экспертная оценка характеристики профессии Повар и соответствие требованиям демонстрируемых Кондитера; – разрабатывать реальную программу личных действий для достижения трудоустройства или продолжения получения образования и обеспечения собственной карьеры; – формулировать жизненные цели и определять средства их достижения; – использовать знания дисциплины «Введение в профессию» в процессе освоения содержания ППКРС и перспектив своей будущей профессии. – . производить использование необходимой эффективного профессиональных профессионального и развития. – использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. поиск и информации, для выполнения задач, личностного -Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. -Точность оценки -Соответствие требованиям инструкций, регламентов -Рациональность действий и т.д. умений, выполняемых действий в процессе практических/лаборато рных занятий Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения тестовых заданий на зачете – Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей) Процент результативности ( правильных ответов) 90÷100 80 ÷ 89 70÷79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Балл Вербальный аналог ( отметка ) 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно 14