ОП.19 Эффективное поведение на рынке труда

1

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки России № 1569 от 09
декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Быкова Лилия Анатольевна, преподаватель спецдисциплин, высшая
квалификационная категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

7

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 19 «Эффективное поведение на рынке труда»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) является частью
основной
образовательной программы среднего профессионального образования
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО
по ТОП-50 по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, базовой подготовки (укрупненная группа
специальностей 43.00.00 Сервис и туризм).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ: учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда»
относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование общих компетенций (ОК)
согласно ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер должен обладать общими
компетенциями:
Код
ОК 1.

Наименование результата обучения
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.
ОК 4.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языке.

ОК 10.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– ключевые понятия и термины дисциплины;
– нормативные образцы поведения личности;
– понятия и специфику профессиональной этики;
– кодекс хороших манер и правил поведения людей на работе;
– ценности корпоративной культуры;
– реальную ситуацию на рынке труда;
– содержание понятия карьера и ее виды;
– этапы карьеры и их специфику;

4

– принципы планирования и управления
карьерой; – возможные способы поиска
работы;
– агентства по трудоустройству, принципы и методы их
работы; – правовые аспекты взаимоотношения с
работодателем;
– принципы составления резюме;
– правила поведения в организации.
уметь:
− осуществлять поиск информации о вакансиях по специальности на рынке
труда; − анализировать информацию о вакансиях по специальности на рынке
труда;
− составлять резюме;
− эффективно вести себя на собеседовании;
− использовать правила оформления основных документов по
трудовым правоотношениям;
− определять значимость таких понятий, как корпоративная культура, деловой и
речевой этикет;
− анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в
своей профессиональной деятельности;
− планировать и контролировать изменения в своей
карьере; − оценивать предложения о работе;
− определять цели жизни и нравственные ориентиры.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 38 часов, в том
числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –
36 часов; самостоятельной работы обучающегося – 2 часа.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные занятия
практические занятия

38

самостоятельная работа

2

20
16
-

Промежуточная аттестация в форме

зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.19 Эффективное поведение на рынке труда
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Рынок труда и профессии
Тема 1.1 Введение.
Содержание учебного материала
Выбор профессии
1.
Цели и задачи изучения дисциплины, специфика курса. Входной контроль
знаний, умений и навыков трудоустройства студентов. Профессиональное
самоопределение выпускника. Стратегии поиска работы.
Этапы:
Выбор способов поиска работы.
Представление работодателю
информации о себе, ведение
переговоров.
Прохождение отбора.
Закрепление на новом рабочем месте. Карьерный рост.
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Классификация
1.
Классификации профессий: по предмету труда Е.А. Климова, по целям труда,
профессий
по средствам труда, по условиям труда: типы личности и типы
профессиональной среды типология Дж. Голланда
Тема 1.3 Обзор
Содержание учебного материала
регионального
1. Виды рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда.
рынка труда
Обзор регионального рынка труда. Понятие и особенности современного рынка
труда. Потребности в профессиях на региональном рынке труда.
Раздел 2. Технологии поиска работы
Тема 2.1 Алгоритм
Содержание учебного материала
поиска работы
Алгоритм поиска работы, стадия выработки цели (что я хочу, что я могу, для чего
1.
этого нужно); стадия разработки представительских документов – резюме,
рекомендаций, характеристик; стадия определения(выбора) основных способов
поиска работы (стратегии поиска);собеседование с работодателем; трудоустройство.
7

Объем
часов
3

Осваиваемые
элементы
компетенций
4

2

ОК 1-ОК 10

2

2

2

ОК 1-ОК 10

Основные причины и этапы поиска работы. Основные способы поиска работы.
Понятие скрытого рынка вакансий. «Подводные камни» поиска работы.
Техники оценки предложения о работе.
Содержание учебного материала
2
Тема 2.2
1. Резюме, стили и структура резюме. Виды резюме. Разделы резюме. Требования к
Представительские
составлению и оформлению резюме Анализ образцов резюме. Разработка алгоритма
документы. Резюме
и освоение умений составления резюме. Анализ типичных ошибок при составлении
резюме. Сопроводительные и рекомендательные письма
2
Практическая работа №1 Сопроводительное письмо
2
Практическая работа №2 Составление резюме
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
2
Самопрезентация на
1. Самопрезентация перед работодателем: как подготовиться, как выступить.
собеседовании
Основные правила. Самопрезентация официальная и личная
Практическая работа №3 Определение свойств личности
2
Тема 2.4
Содержание учебного материала
2
Собеседование.
Ролевая игра «Эффективное поведение на собеседовании». Моделирование
Ролевая игра
профессиональной деятельности
Раздел 3. Процесс трудоустройства
Тема 3. 1
Содержание учебного материала
2
Подготовка к
1.
Ролевая игра «Эффективное поведение на собеседовании».
2
собеседованию.
Моделирование профессиональной деятельности.
Собеседование.
Раздел 4. Карьера
Тема 4.1
Содержание учебного материала
1.
Технологии
Понятие о карьере. Мотивы развития карьеры. Виды карьеры. Типы и варианты
планирования
карьерного продвижения. Технология планирования карьеры. Мотивация
карьеры
успешной карьеры.
Практическая работа №4 Построение плана карьеры
2
2
Практическая работа 5 Анализ ситуации на рынке труда.
Практическая работа 6 . Создание «образа» будущей работы
2
Практическая работа 7 Собеседование с работодателем (тренинг).
2
8

ОК 1-ОК 10

ОК 1-ОК 10

ОК 1-ОК 10

ОК 1-ОК 10

Практическая работа 8 «Мой первый рабочий день»
Самостоятельная работа Составление списка необходимых и желательных документов для трудоустройства
Зачет
Всего часов

9

2
2
2
38

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально - техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет спецдисциплин, оснащенный оборудованием: доской электронной, рабочим
местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими
средствами компьютером, средствами аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
используемые в образовательном процессе.
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основные источники:
1. Жабина С.Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании
(2-е изд., стер.) учебник.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-336 с.
2. Здобнов А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий
общественного питания. – К.: Арий, 2013.- 680 с., 2013 год.
Дополнительные источники:
1.
Газеты «Есть работа», «Работа», «Карьера Урал», «Работа для вас»
2.
Журнал «Деловой квартал»
3.
Тест Д. Голланда «Определение профессионально-личностного типа»

1.
2.
3.
4.
5.

Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994г. №
51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32., Ст.3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26 января 1996г. №
14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст.410.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197- ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ //
СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 1.

Интернет-ресурсы:
1. Электронная библиотека http://znanium.com/
3.3 Формы проведения занятий по учебной дисциплине:
1. Обсуждение в группах
2. Дискуссия
3. Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод)
4. Круглый стол

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

1
Умения:
– осуществлять

2

поиск информации
о вакансиях по
специальности на рынке труда; –
анализировать информацию о вакансиях
по специальности на рынке труда;
– составлять резюме;
– эффективно вести себя на
собеседовании; – использовать правила
оформления основных
документов по трудовым
правоотношениям;
– определять
значимость
таких
понятий, как корпоративная культура,
деловой и речевой этикет;
–
анализировать
изменения,
происходящие на
рынке
труда,
и
учитывать их в своей профессиональной
деятельности;
– планировать
и
контролировать
изменения в своей карьере;
– оценивать предложения о работе;
– эффективно
использовать
полученные
теоретические знания при поиске работы;
– выбирать
наиболее
эффективную
стратегию и тактику поведения в
конфликте; – определять цели жизни и
нравственные ориентиры.
Знания:
– ключевые
понятия
и
термины
дисциплины;
– нормативные образцы поведения личности;
– понятия и специфику профессиональной
этики;

Демонстрация
умений в процессе
выполнения практического задания

Демонстрация
умений в процессе
выполнения практического задания
Демонстрация
умений в процессе
выполнения практического задания

Демонстрация
умений в процессе
выполнения практического задания
Демонстрация
умений в процессе
выполнения практического задания
Практическая работа
Тестирование

контроль выполнения индивидуальных и
групповых
заданий,
заслушивание
рефератов
комбинированный: индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий

11

– кодекс хороших манер и правил
поведения людей на работе;
– ценности корпоративной культуры; –
реальную ситуацию на рынке труда;
– содержание понятия карьера и ее виды;
– этапы карьеры и их специфику;
– принципы планирования и управления
карьерой;
– возможные способы поиска работы;
– агентства
по
трудоустройству,
принципы и методы их работы;
– правовые аспекты взаимоотношения с
работодателем;
– принципы составления резюме;
– правила поведения в организации.

компьютерный тест компьютерный тест
Устный опрос
Тестирование

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».