ОП.04 Безопасность жизнедеятельности

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Дружинина Марина Владимировна, преподаватель организатор ОБЖ,
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», г. Сухой Лог

2

Содержание
1. Паспорт программы учебной дисциплины .................................................4-6
2. Структура и содержание учебной дисциплины .......................................... 7-8
3. Условия реализации программы учебной дисциплины ................................ 9
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины .......... 10-11
5. Приложение № 1 ............................................................................................12

3

1. Паспорт учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» в
соответствии с ФГОС, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от
13 марта 2018 г. № 178 ―Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
08.01.07 Мастер общестроительных работ‖.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основных профессиональных образовательных программ в
соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 "Мастер общестроительных работ".
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
 освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и
здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
 воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства
уважения к героическому наследию России и ее государственной символике,
патриотизма и долга по защите Отечества;
 развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению
актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать
в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
 организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
 предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту:
 использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
 применять первичные средства пожаротушения;
 ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной профессии;
 применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
 владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
 своевременно оказывать доврачебную помощь;
4

знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
 основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
 основы военной службы и обороны государства;
 задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
 способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной
безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
 организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
 основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные профессии 08.01.07 "Мастер общестроительных работ";
 область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
 порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1. Выполнение арматурных работ.
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве арматурных работ.
ПК 1.2. Изготавливать арматурные конструкции.
ПК 1.3. Армировать железобетонные конструкции различной сложности.
5

ПК 1.4. Контролировать качество арматурных работ.
ПК 2. Выполнение бетонных работ.
ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы при производстве бетонных работ.
ПК 2.2. Производить бетонные работы различной сложности.
ПК 2.3. Контролировать качество бетонных и железобетонных работ.
ПК 2.4. Выполнять ремонт бетонных и железобетонных конструкций.
ПК 3. Выполнение каменных работ.
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.
ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной
кладки.
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ.
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций.
ПК 4. Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и
сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций.
ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы при производстве монтажных работ.
ПК 4.2. Производить монтаж железобетонных конструкций при возведении всех
типов зданий.
ПК 4.3. Производить монтаж металлических конструкций зданий и сооружений.
ПК 4.4. Контролировать качество монтажных работ.
ПК 6. Выполнение стропальных работ.
ПК 6.1. Выполнять подготовительные работы при производстве стропальных
работ.
ПК 6.2. Производить строповку и увязку различных групп строительных грузов и
конструкций.
ПК 7. Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой.
ПК 7.1. Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ
ручной электродуговой сваркой.
ПК 7.2. Производить ручную электродуговую сварку металлических конструкций
различной сложности.
ПК 7.3. Производить резку металлов различной сложности.
ПК 7.4. Выполнять наплавку различных деталей и изделий.
ПК 7.5. Осуществлять контроль качества сварочных работ.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часов, в том числе:
 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
 самостоятельной работы обучающегося 8 часов;
 лекционные занятия 10 часов;
 практические занятия 26 часов.

6

2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
2.1. Объем учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и виды учебной
работы.
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционные занятия
практические занятия
итоговое занятие в форме дифференцированного зачета
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38
36
10
26
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности»
№
Содержание курса
общее
В т.ч.
Самостозанятия/
кол-во
практ ятельная
часов
часов
иработа
ческие
заняти
я
Раздел 1. Гражданская оборона.
14
10
С/р № 1
1час.
Единая государственная система
2
1/2
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Защита населения и территорий
2
2/4
при авариях природного и
техногенного характера.
10
10
Практические занятия № 1.
1.1 Средства индивидуальной
защиты от оружия массового
поражения.
1.2 Отработка нормативов по
4/8
надеванию противогаза.
1.3 Средства коллективной
5/10
защиты от оружия массового
поражения.
1.4 Приборы радиационной и
6/12
химической разведки и контроля.
1.5 Правила поведения и
7/14
действия людей в зонах
заражения и очагах
биологического поражения.
Раздел 2. Основы военной службы
3/6

8/16

Вооруженные силы России на
современном этапе.

Уровен
ь
освоен
ия

1

1

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

20

16

2

С/р № 2
1 час.
1

7

Общие сведения о ранах,
способах остановки кровотечения
и обработке ран.
Практические занятия № 2
9/18

10/20
11/22
12/24
13/26
14/28

15/30

16/32
17/34

18/36

2.1 Строи и управление ими.
2.2 Движение строевым и
походным шагом.
2.3
Отработка
строевых
движений.
2.4 Неполная разборка и сборка
автомата Калашникова.
2.3 Принятие положения для
стрельбы, подготовка автомата к
стрельбе, прицеливание.
2.4 Отработка нормативов по
неполной разборке и сборке
автомата.
2.5
Наложение
повязок,
кровоостанавливающего жгута.
2.6 Наложение шины на место
перелома,
транспортировка
пострадавшего.
Дифференцированный зачет

2

1

16

16

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3
2-3

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3. – творческий (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
 Учебный кабинет ОБЖ:
 стрелковый тир.

3.2. Информационное обеспечение обучения.
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор

Р-2;

 образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный

пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2;
комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП11; сумка санитарная;
 образцы средств пожаротушения (СП);
 макет автомата Калашникова;
 библиотечный фонд.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность
жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
2. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность
жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф.
образования. — М., 2016.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф.
образования / Ю.Г. Сапронов — М.: Издательский центр "Академия", 2017.
Дополнительные источники:
1. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для сред. проф. образования. — М., 2017.
2. В.Ю. Микрюков Основы безопасности жизнедеятельности: учебник, - Москва:
КНОРУС, 2018.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – 9-е
изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ А.Т. Смирнов, М.А.
Шахраманьян, Н.К. Крючек – 2-е изд.,стереотип.-М.:Дофа,2013.
5. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса,
В.В. Шахбазян - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
1. http: //www. knigafound.ru/books/52234
2. http: //www. bezopasnost.edu 66/ru/

9

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине разрабатываются и доводятся до сведения
обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или
несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Оценка результатов освоения учебной дисциплины проводится на этапе промежуточной аттестации по сумме оценок.
На текущем, промежуточном и итоговом контроле:
Разделы

Компетенции
Результаты освоения
(освоенные умения, усвоенные знания)

1

Раздел 1. Гражданская
оборона.

2

Уметь:
- Выявлять потенциально опасные ситуации при ЧС;
- Моделировать поведение при угрозе и возникновении ЧС мирного и
военного времени;
- Объяснить основные правила эвакуации населения в условиях
чрезвычайных ситуаций;
- Оценить правильность выбора индивидуальных средств защиты при
возникновении ЧС;
- Определить меры безопасности населения, оказавшегося на
территории военных действий.
Знать:
- общие понятия ЧС, классификацию ЧС мирного и военного
времени;
- основные правила и порядок эвакуации населения в условиях ЧС;
- возможности современных средств оповещения населения об
опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и
мирного времени;
- возможности коллективной защиты населения от ЧС;
- меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных

4

ОК 1-11
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.7
ПК 4.1-4.4
ПК 6.1-6.2
ПК 7.1-7.5

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
5

Самостоятельная
работа № 1.
Практические
занятия № 1
Устный и
письменный ответ
на текущем
контроле

10

Раздел 2. Основы
военной службы.

Дифференцированный
зачет

действий;
- устойчивость производственных объектов экономики в условиях
ЧС.
Уметь:
- определять организационную структуру, виды и рода ВС России;
- порядок и условия прохождения службы по призыву и по контракту;
- выполнять строевые упражнения без оружия;
- оказывать первую (доврачебную) помощь;
- сопоставлять, анализировать ситуации в условиях мирного и
военного времени.
Знать:
- основные понятия военной и национальной безопасности, основные
задачи современных Вооруженных сил РФ;
- основы огневой подготовки.
- основы строевой подготовки.
- порядок оказания первой медицинской помощи.

ОК 1-11
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.7
ПК 4.1-4.4
ПК 6.1-6.2
ПК 7.1-7.5

Самостоятельная
работа № 2
Практические
занятия № 2
Устный и
письменный ответ
на текущем
контроле
Контрольная
работа

Тестовое задание

ПРИМЕЧАНИЕ: Применяется критериальная система оценки по каждой контрольной точке. В качестве критериев выступает признак
проявлений сформированных компетенций (умений), знаний. Сумма баллов по критериям соотносится с универсальной шкалой оценки и
определяется отметка.

Процент результативности
(правильных ответов)
90 - 100
80 - 89
70 - 79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

11

Приложение № 1
Внеаудиторные самостоятельные работы
учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
№
Содержание
раздела
раздела
1
Гражданская
оборона.

Самостоятельные работы
Самостоятельная
работа № 1
на освоение,
закрепление и
углубление
содержания
изученного
материала

Темы для самостоятельных работ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

2

Основы
военной
службы.

Самостоятельная
работа № 2
на обобщение и
систематизацию
полученных
знаний и
практических
умений

Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.
Чрезвычайные ситуации социального происхождения.
Оружие массового поражения.
Инженерная защита в системе обеспечения безопасности
населения.
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности
жизнедеятельности.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты
населения от чрезвычайных ситуаций.
Современные средства коллективной и индивидуальной защиты
населения.
Пути и способы повышения устойчивости работы объектов
экономики.

Кол-во
часов
8

Продукт
Реферат

1.
Национальная и военная безопасность РФ.
2.
Основные задачи и структура современных ВС России.
3.
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы.
4.
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
5.
Виды повязок.
6.
Кровотечения и их виды.
7.
Первая помощь при ранениях.
8.
Первая помощь при кровотечениях.
9.
Первая помощь при ожогах, переломах, обмороке, шоке и
поражении электрическим током.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».