ОП.06 Основы материаловедения

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего профессионального образования по
профессии 08.01.07. Мастер общестроительных работ
Организация– разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Конева И.В. преподаватель, реализующий программы профессиональных модулей
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии строительных и
производственных технологий (протокол№_____от «___»_____20__г)

2

Содержание
1 Паспорт программы учебной дисциплины ОП.01 Основы материаловедения ........................ 4
1.1 Область применения программы ............................................................................................ 4
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы общепрофессиональный цикл ................................................................................... 4
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины ...................................................................................... 4
1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины ........................................................... 4
2 Структура и содержание учебной дисциплины ........................................................................... 5
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы .......................................................... 5
2.2 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Основы
материаловедения ........................................................................................................................... 5
3 Условия реализации программы учебной дисциплины .............................................................. 7
3.1 Материально-техническое обеспечение ................................................................................ 7
3.2 Информационное обеспечение обучения .............................................................................. 7
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................... 8

3

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07. Мастер
общестроительных работ
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы общепрофессиональный цикл
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
 выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
 наименование, маркировку, основные свойства и классификацию
углеродистых и
 конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных
 материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
 правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
 механические испытания образцов материалов
1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 40часов,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося 2 час.

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
лекций
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество
часов
40
38
14
24
2
2
2

2.2 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Основы материаловедения
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся (если
предусмотрены)
1
2
Раздел 1. Основные сведения о строении, структуре, свойствах металлов и сплавов
Тема 1.
Содержание учебного материала
Общие сведения о 1.Общие сведения о металловедении. Методы изучения свойств металлов.
металловедении и 2.Физические, химические, механические, технологические свойства металлов
металлографии
Тема 2.
Основы
современной
металлургии.
Сплавы железа
углеродом.

Содержание учебного материала
1.Технологический процесс производства чугуна и сталей.
Практическое занятие№1
Изучение структуры сталей и чугунов
с 2.Строение, свойства и применение сталей
3.Система маркировки сталей
4.Термическая и химико-термическая обработка сталей и чугунов.

час

2
4

6
8
10
12
14

Количе
ство
часов
3
38
4
2
2
8
2
2
2
2
2
2

Уровень
освоения
4
1
1-2
2

2
2
2
2
2

Практическое занятие№2
Изучение диаграммы фазового равновесия сплавов системы: «Железо – Цементит»
Определение технологических особенностей, область применения, преимущества и
недостатки
Самостоятельная работа№1:
Выполнить расшифровку маркировки сталей по назначению, химическому составу и
качеству.
Раздел 2. Цветные металлы и их сплавы.
Тема 3.
Содержание учебного материала
Медь, алюминий, 1.Строение меди, алюминия, магния, титана и их сплавов
магний, титан и их 2.Область и особенности применения, система маркировки.
сплавы.
Практическое занятие№3
Расшифровка марок медных сплавов
Тема 4.
Содержание учебного материала
Сплавы на основе 1.Строение, физико-химические свойства, система маркировки сплавов на основе
олова и свинца. олова и свинца.
Жаропрочные
и Практическое занятие№4
тугоплавкие
металлы
и
их Расшифровка марки твердых сплавов и сталей
сплавы.
Раздел 3. Неметаллические конструкционные материалы.
Тема 5.
Содержание учебного материала
Виды, свойства и 1.Виды, свойства и применение пластмасс, резинотехнических изделий.
применение
Практическое занятие№5
неметаллических
Применение неметаллических конструкционных материалов
конструкционных
материалов.
Раздел 4.Строительные материалы
1.Классификация и основные свойства строительных материалов.

Всего:

16
18

20
22
24
26

28

30

4
2
2

2

2

2

16
4
2
2
2
2
2

3
3
3

2

3

2

2

2

2

14
2
1
4

2-3

32
2

34

2. Керамические изделия для внешней и внутренней облицовки. Способы 36
производства, виды, свойства.
Дифференцированный зачет
38
38

2

2
2
2-3

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета лаборатории: «Материаловедения»
Оборудование кабинета :
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя.
Комплект универсального измерительного инструмента включающий:
 Штангенциркуль 150мм, 0,05мм
 Микрометр 0 - 25мм, 0,01мм
 Угольник 100мм
 Линейка 150мм
 Набор образцов мер твердости по Виккерсу МТВ-1
 Набор образцов мер твердости по Бринеллю МТБ-2
 Набор образцов мер твердости по Роквеллу МТР-3
Технические средства обучения:
Персональный компьютер рабочего места преподавателя включающий:
 Системный блок ПК
 Мультимедиа проектор
 Принтер лазерный
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М., Материаловедение (металлообработка): Учебник для
нач.проф.образования. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат. 2012. - 240 с.
2. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. и др.; под ред. Заплатин. В.Н.
Основы материаловедения (металлообработка): учеб. пособие для нач.проф.образования /–
М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
Дополнительные источники:
 Гелин Ф.Д. / Машиностроительные материалы – Минск: Высш.шк. 2012. – 142 с.
 Зуев В.М. Термическая обработка металлов / – М.: Высш. шк. 2014. – 288 с.
 Сорокин В.Г. Марочник сталей и сплавов / - М.: Машиностроение, 2013. – 639 с.
 Материаловедение /комплект электронных плакатов/ НПИ «Учебная техника и
технологии» ЮУрГУ.
 http://www.schmolz

7

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля
по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и
доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных
средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
выполнять механические испытания образцов
материалов для определения механических свойств;
использовать физико-химические методы
исследования структуры металлов;
пользоваться справочными таблицами для
определения и идентификации вида и марки
материалов;
выбирать материалы для осуществления
профессиональной деятельности;
получать из чертежа информацию о марке основного
металла.
Знания:
основные свойства и классификацию материалов,
использующихся
в профессиональной деятельности, их преимущества
и недостатки, область рационального применения;
наименование, маркировку, свойства
обрабатываемого материала;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических,
прокладочных, уплотнительных и
электротехнических материалах их классификацию,
маркировку и условное обозначение на чертежах.

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
контрольная работа
практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная
работа
практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная
работа
практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная
работа
Практическое занятие

внеаудиторная самостоятельная
работа
контрольная работа,
внеаудиторная самостоятельная
работа
Практические занятия
Дифференцированный зачет

8

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».