ПМ.03 Выполнение каменных работ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального
образования по профессии 08.01.07. Мастер общестроительных работ.
Организация– разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Конева И.В. преподаватель, реализующий программы профессиональных модулей
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии строительных и
производственных технологий (протокол №_____от «___»_____20__г)

2

Содержание
1 Паспорт программы профессионального модуля Выполнение каменных работ ..................... 4
1.1 Область применения программы ............................................................................................ 4
1.2 Цели и задачи модуля .............................................................................................................. 4
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля ............................ 7
2 Результаты освоения профессионального модуля ....................................................................... 8
3 содержание профессионального модуля ...................................................................................... 9
3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.03 Выполнение каменных работ ... 9
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение каменных
работ .............................................................................................................................................. 10
4 Условия реализации программы профессионального модуля ................................................. 17
4.1 Материально-техническое обеспечение .............................................................................. 17
4.2 Информационное обеспечение обучения ............................................................................ 17
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса ......................................... 18
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса ............................................................ 18
5 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида
профессиональной деятельности) .................................................................................................. 19

3

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЕ КАМЕННЫХ РАБОТ
1.1 Область применения программы
Программа
профессионального
модуля
–
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
профессии
(профессиям) СПО 270802.09 Мастер общестроительных работ ОК 016-94 квалификации:
каменщик, укрупненная группа направление подготовки 270000 Архитектура и
строительство, направление подготовки 270800 Строительство в части освоения основного
вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение каменных работ и соответствующих профессиональных компетенций
(ПК):
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий
ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании по направлениям:
 производство подготовительных работ при выполнении каменных работ;
 производство общих каменных работ различной сложности;
 выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня;
 производство монтажных работ при возведении кирпичных зданий;
 выполнение гидроизоляционных работ при выполнении каменной кладки;
 ремонт каменных конструкций
Уровень образования при освоении профессионального модуля в рамках основной
образовательной программы СПО – общее (полное) среднее образование, при освоении
программ дополнительного образования и программ переподготовки, повышения
квалификации и профессиональной подготовки – основное общее образование.
При освоении программ переподготовки и повышения квалификации необходим опыт
работы на строительном предприятии массового производства или на малом и среднем
предприятии в должности рабочего строительной профессии.
1.2 Цели и задачи модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
 выполнения подготовительных работ при производстве каменных работ;
 производства общих каменных работ различной сложности;
 выполнения архитектурных элементов из кирпича и камня;
 выполнения монтажных работ при возведении кирпичных зданий;
 производства гидроизоляционных работ при выполнении каменной кладки;
4

 контроля качества каменных работ;
 выполнения ремонта каменных конструкций;
уметь:
 выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;
 подбирать требуемые материалы, готовить растворы для каменной кладки,
проверять их качество;
 организовывать рабочее место;
 устанавливать леса и подмости;
 создавать и соблюдать безопасные условия труда при выполнении каменных и
монтажных работ;
 читать чертежи и схемы каменных конструкций;
 выполнять разметку каменных конструкций;
 производить каменную кладку стен и столбов из кирпича, камней и мелких
блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;
 выполнять армированную кирпичную кладку;
 производить кладку стен облегченных конструкций;
 выполнять бутовую и бутобетонную кладки;
 выполнять смешанные кладки;
 выкладывать перегородки из различных каменных материалов;
 выполнять лицевую кладку и облицовку стен, декоративную кладку;
 выкладывать конструкции из стеклоблоков и стеклопрофилита;
 производить кладку перемычек, арок, сводов и куполов;
 выполнять кладку карнизов различной сложности;
 устраивать при кладке стен деформационные швы;
 выкладывать колодцы, коллекторы и трубы переменного сечения;
 выполнять кладку каменных конструкций мостов, промышленных и
гидротехнических сооружений;
 выполнять монтаж фундаментов и стен подвала;
 монтировать ригели, балки и перемычки;
 монтировать лестничные марши, ступени и площадки;
 монтировать крупнопанельные перегородки, оконные и дверные блоки,
подоконники;
 выполнять монтаж панелей и плит перекрытий и покрытий;
 производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций;
 подготавливать материалы для устройства гидроизоляции;
 устраивать горизонтальную и вертикальную гидроизоляцию из различных
материалов;
 контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение
швов;
 контролировать вертикальность и горизонтальность кладки;
 проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта;
 выполнять подсчет объемов работ каменной кладки и потребность материалов;
 выполнять геодезический контроль кладки и монтажа;
 выполнять разборку кладки;
 заменять разрушенные участки кладки;
 пробивать и заделывать отверстия, борозды, гнезда и проемы;
 выполнять заделку концов балок и трещин;
 производить ремонт облицовки;
 соблюдать безопасные условия труда при ремонтных работах;
знать:
5

 нормокомплект каменщика;
 виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки;
 правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их
приготовления;
 правила организации рабочего места каменщика;
 виды лесов и подмостей, правила их установки и эксплуатации;
 правила техники безопасности при выполнении каменных и монтажных работ;
 правила чтения чертежей и схем каменных конструкций;
 правила разметки каменных конструкций;
 общие правила кладки и системы перевязки;
 порядные схемы кладки различных конструкций, способы кладки;
 технологию армированной кирпичной кладки;
 технологию кладки стен облегченных конструкций;
 технологию бутовой и бутобетонной кладки;
 технологию смешанной кладки;
 технологию кладки перегородки из различных каменных материалов;
 технологию лицевой кладки и облицовки стен, декоративной кладки;
 технологию кладки из стеклоблоков и стеклопрофилита;
 виды опалубки для кладки перемычек, арок, сводов, куполов и технологию
изготовления и установки;
 технологию кладки перемычек различных видов;
 технологию кладки арок сводов и куполов;
 порядные схемы и технологию кладки карнизов различной сложности;
 конструкции деформационных швов и технологию их устройства;
 технологию кладки колодцев, коллекторов и труб;
 особенности кладки каменных конструкций мостов, промышленных и
гидротехнических сооружений;
 требования к подготовке оснований под фундаменты;
 технологию разбивки фундамента;
 технологию монтажа фундаментных блоков и стен подвала;
 требования к заделке швов;
 виды монтажных соединений;
 технологию монтажа лестничных маршей, ступеней и площадок;
 технологию монтажа крупнопанельных перегородок, оконных и дверных блоков,
подоконников;
 технологию монтажа панелей и плит перекрытий и покрытия;
 назначение и виды гидроизоляции;
 виды и свойства материалов для гидроизоляционных работ;
 технологию устройства горизонтальной и вертикальной гидроизоляции из
различных материалов;
 требования к качеству материалов при выполнении каменных работ;
 размеры допускаемых отклонений;
 порядок подсчета объемов каменных работ и потребности материалов;
 порядок подсчета трудозатрат стоимости выполненных работ;
 основы геодезии;
 ручной и механизированный инструмент для разборки кладки, пробивки
отверстий;
 способы разборки кладки;
 технологию разборки каменных конструкций;
 способы разметки, пробивки и заделки отверстий, борозд, гнезд;
6





технологию заделки балок и трещин различной ширины;
технологию усиления и подводки фундаментов;
технологию ремонта облицовки

1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля
всего – 992 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 992 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 128 часов;
из них аудиторных занятий-124часа;
практических занятий-46 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 4часа;
учебная практика-504часа;
производственная практика-360 часа;
консультаций- 8 часа;
промежуточная аттестация- 12 часов.

7

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности выполнение каменных работ в том
числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.
ПК 3.7.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 11.

Наименование результата обучения
Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ
Производить общие каменные работы различной сложности
Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня
Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий
Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки
Контролировать качество каменных работ
Выполнять ремонт каменных конструкций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

8

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.03 Выполнение каменных работ

Коды
профессиональн
ых компетенций

Наименования разделов
профессионального
модуля

1

2
Раздел
ПМ.1
Организация
производства каменных
работ
Раздел ПМ.2 Возведение
каменных конструкций
Раздел ПМ.3 Монтажные
работы при возведении
кирпичных
зданий.
Ремонт каменной кладки
Всего:

ПК.3.1 – ПК.3.6
ПК.3.1 – ПК.3.3,
ПК.3.5, ПК.3.6
ПК.3.4, ПК.3.6
ПК.3.7

Всего часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

3

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная
аудиторная учебная
нагрузка
Проме
Самостояте
обучающегося
жуточ
льная
Консуль ная
в т.ч.
работа
таций
аттест
лабораторн
обучающег
Всего
ацияые работы и
ося, часов
,
практически
часов
е занятия,
часов
4
5
6
2
6

68

34

12

2

450

44

16

2

Практика
Производстве
нная, часов
Учеб
(если
ная,
предусмотрен
часо
а
в
рассредоточен
ная практика)
7

8

12
2

276

108

216

252

504

360

4
474

46

18

-

992

124

46

4

8

6

9

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ
Наименование разделов
профессионального модуля
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
(ПМ), междисциплинарных
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
курсов (МДК) и тем
1
2
Раздел 1. Организация и производство каменных работ
МДК 03.01.Технология каменных работ
Тем
Тема 1. Основные сведения о
Содержание
план
каменных работах
2
Основные сведения о каменных работах.
Тема 2. Основы организации
производства каменных работ

Самостоятельная работа №1

Тема 3. Правила безопасности
труда при производстве
каменных работ

4
Классификация каменных работ
6
Порядок производства каменных работ. Кладка: понятие, виды
Содержание
8
Организация строительного процесса. Определение объема выполняемых
работ
10 Организации рабочего места.
12 Инструменты, приспособления и вспомогательное оборудование каменщика
Практическая работа №1
14 Дать описание зон рабочее место каменщика.
16 Описать организацию процесса каменной кладки
Самостоятельная работа.
Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернетресурсами: нормативные документы по охране труда на строительном объекте.
Тематика домашних заданий
Написать реферат по теме на выбор: Кладка: понятие, виды. Организация
строительного процесса каменной кладки.
Содержание
18 Обязанности работодателя условий труда рабочих. Основы законодательства
РФ
20 Требования безопасности труда при выполнения каменных работ. Техника
безопасности на высоте

Объем
часов

Уровень
освоения

3
68

4

6
2
2
2
6

2
2
2

2

2

2

2

2

2

4
2
2

2
2

6

4
2

3

2

3

10

Тема 4. Контроль качества и
приемка каменных работ

Практическая работа №2
22 Рассмотреть трудовой договор. Сделать сравнительный анализ
Содержание
24 Контроль качества каменных работ. Требования к качеству работ
26 Основы геодезических работ
Практическая работа №3
28 Составить алгоритм проверки правильности закладки угла . Выполнить
приемку материалов
30 Выполнить приемку раствора, принятое решение обосновать.
32 Перечислить параметры контроля при приемке

Самостоятельная работа №2
Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами: нормативные документы по
охране труда на строительном объекте.
Тематика домашних заданий
Изучение типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства
Составить план конспекта по теме «Геодезическое обеспечение строительных работ»
Учебная практика
Выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ, подбирать требуемые материалы, готовить
растворы для каменной кладки, проверять их качество
Организовывать рабочее место, читать чертежи и схемы каменных конструкций, выполнять разметку каменных
конструкций
Консультации и промежуточная аттестация
Раздел 2. Возведение каменных конструкций
МДК 03.01. Технология каменных работ
Тема 5. Материалы и растворы, Содержание
применяемые в производстве 34 Природные каменные материалы в строительстве
каменных работ
Практическая работа №4
36 Определить виды строительных камней.
38 Подобрать и определить состав раствора
Тема 6. Каменные кладки и их
Содержание
элементы
40 Каменная кладка: понятие, применение.
42 Характеристика элементов каменной кладки

2
2
4
2
2
6

2-3
3
3
3

2

2-3

2
2

2-3
2-3

6

12
1 курс
6
6
12
450
2
2
4
2
2
2
2

3
2
2
2-3
2
11

Тема 7. Способы и
последовательность выполнения
рядов каменной кладки

Содержание
44 Способы и последовательность выполнения рядов.
46 Системы перевязки
48 Способы укладки кирпича.
Практическая работа №5
50 Выложить из моделей кирпичей кладку по однорядной системе перевязке
52 Выложить из моделей кирпичей кладку по многорядной системе перевязке
Тема 8. Кладка стен из кирпича и Содержание
блоков
54 Кладка стен из кирпича. Последовательность выполнения кладки
56 Последовательность выполнения кладки блоков
Практическая работа №6
58 Составить технологическую последовательность порядной раскладки кирпича
Тема 9. Кладка облегченных стен Содержание
60 Кладка облегченных стен. Кладка стен и углов
Практическая работа №7
62 Выложить из моделей кирпичей углы облегченных стен
Тема 10. Армирование кладки
Содержание
64 Армирование кладки. Усиление кладки элементами железобетона
Тема 11. Гидроизоляция
Содержание
каменных конструкций
66 Гидроизоляционные работы. Требования СНиП 3.04.01-87
Тема 12. Кладка дымовых и
Содержание
вентиляционных каналов,
68 Особенности дымовых и вентиляционных каналов. Последовательность
колодцев
кладки
Практическая работа №8
70 Выложить из моделей кирпича схему кладки
Тема 13. Кладка перемычек, арок Содержание
и сводов
72 Кладка арок и проемов.
74 Ведение кладки до опалубки
Практическая работа №9
76 Описать устройство клинчатой лучковой перемычки
78

Составить технологическую карту кладки сводов

6
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2-3
2-3
2-3
2
2
3
3
3
3
2-3
2-3
2-3
2-3
3
3

2
2

3

2

3

12

Самостоятельная работа №3 при изучении раздела 2.
Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами: возведение каменных
конструкций
Тематика домашних заданий
Принципы укладки стен, углов, примыканий, пересечений различной толщины
Составление технологических карт на процессы кладки (по вариантам)
Технология выкладывания стен под штукатурку
Составить технологическую последовательность изготовления и установки опалубки под перемычку
Составить опорный конспект: Материалы, используемые для гидроизоляции каменных конструкций
Учебная практика
Приготовление строительных растворов
Установка отвеса, угольника и работа с правилом
Подготовка, сортировка, очистка кирпича от раствора вручную
Рубка и теска кирпича
Выполнение разметки каменных конструкций
Выполнение кладки стен однорядной системы перевязки
Выполнение кладки стен многорядной системы перевязки
Выполнение кладки стен в 0,5 и 1 кирпич
Выполнение кладки стен в 2 кирпича
Выполнение кладки стен облегченных конструкций
Выполнение каменной кладки столбов из кирпича
Выполнение каменной кладки камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам
перевязки швов
Выполнение армированной кирпичной кладку;
Выполнение бутовой кладки
Выполнение бутобетонной кладки
Выполнение смешанной кладки
Производственная практика
Выкладывание перегородки из различных каменных материалов
Выполнение лицевой кладки и облицовки стен, декоративной кладкой
Выкладывание конструкции из стеклоблоков
Консультации и промежуточная аттестация

10

276
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
2 курс
36
36
36
36
36
36
108
36
36
36
12
13

Раздел 3. Монтажные работы при возведении кирпичных зданий
МДК 03.02. Технология монтажных работ при возведении кирпичных зданий
Тема 1. Общие требования к
Содержание
организации монтажных работ
2
Содержание проекта монтажных работ.
4
Основные процессы организации монтажных работ
Практическое занятие №1
6
Описать основные требования допуска к работам
Тема 2. Организация выполнения Содержание
кирпичной кладки и монтажа
8
Специфика возведения многоэтажных кирпичных зданий .
сборных конструкций
10 Система организации каменно-монтажных работ.
12 Поточно-кольцевой метод
Практическое занятие №2
14 Описать однозахватную систему организации монтажных работ
16 Описать двухзахватную систему организации монтажных работ
18 Описать особенности и преимущества поточных методов
Тема 3. Монтажное
Содержание
оборудование и монтажные
20 Ручной, электрифицированные и пневматические инструменты.
приспособления
22 Геодезический инструмент
24 Грузозахватные устройства для транспортировки поддонов с кирпичом
Практическое занятие № 3
26 Определение грузозахватных устройств
Тема 4. Виды монтажных
Содержание
соединений
28 Виды монтажных соединений.
Практическое занятие№4
30 Определение видов монтажных соединений сборных элементов
Тема 5. Монтаж сборных
железобетонных элементов
кирпичных зданий

Содержание
32 Монтаж плит перекрытия. Монтаж несущих перемычек
34 Монтаж оконных и дверных блоков. Монтаж стен подвала
Практическое занятие№5
36 Составить технологическую карту: монтаж ж\б элементов кирпичных зданий

474
46
4
2
2
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2

4
2
2
2

3
3

2

3
14

Тема 6. Заделка стыков и швов
сборных конструкций

Содержание
38 Процесс замоноличивания. Состав бетонных смесей
Практическое заняти№6
40 Описать процесс замоноличивания
42 Заполнить технологическую карту свойства бетонных смесей
Тема 7.Ремонт и перекладка
Содержание
кирпичных конструкций
44 Ремонт облицовки кирпичных конструкций
46 Перекладка кирпичных конструкций
Самостоятельная работа при изучении раздела 3. Работа с технической документацией, специальной литературой,
периодической печатью, INTERNET-сайтами по темам раздела Монтажные работы при возведении кирпичных
зданий: СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства»; СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в
строительстве.
Создать презентацию по теме:
«Современные технологии монтажа зданий и сооружений, современное оборудование, машины, приспособления для
выполнения строительно-монтажных работ»
Тематика домашних заданий: Специфика возведения многоэтажных зданий с кирпичными стенами. Сочетание
выполнения монтажных и каменных работ. Совместная работа стропальщика, бригадира и машиниста крана. Усиление
каменных конструкций. Усиление и подводка фундаментов.
Учебная практика
Кладка столбов.
Кладка примыканий и пересечений в стенах.
Выполнение декоративной и лицевой кладки .
Выполнение кладку перемычек, арок, сводов и куполов.
Ремонт облицовки кирпичных конструкций
Перекладка кирпичных конструкций
Производственная практика.
Кладка карнизов различной сложности
Выкладывание колодцов, коллекторов и труб переменного сечения
Выполнение монтажа фундаментов и стен подвала
Монтирование ригели, балки и перемычки
Монтирование лестничные марши, ступени и площадки
Выполнение монтажа панелей и плит перекрытий и покрытий;
Выполнение ремонта облицовки зданий

2
2
4
2
2
4
2
2

3
3
3
2-3
2-3

14

216
36
36
36
36

252
36
36
36
36
36
36
36

2-3

2-3

15

Консультации и промежуточная аттестация
Всего

6
992

16

4
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПРОГРАММЫ

4.1 Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места по
количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; доска школьная, мультимедийный
кран, шкаф книжный для учебных и методических пособий; комплект учебно-методической
документации (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточкизадания, комплекты тестовых заданий) , комплект учебно-наглядных пособий «Технология
каменных работ» (плакаты, макеты и действующие устройства).
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Производственную практику по профессиональному модулю ПМ03.Выполнение
каменных работ обучающиеся проходят на предприятии ООО «Ремстрой».
Оборудование производства (рабочих мест) : приспособления для выполнения
каменной кладки (козлы для подмостей, рамка для подноски кирпича, складные подмости),
миксер для размешивания растворов, сито, вибросито. Инвентарь: емкости для составов и
растворов, лопаты.
Средства защиты: респираторы, защитные очки, перчатки,
предохранительные пояса.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест производственной
практики обеспечивает выполнение всех видов каменных работ и дает возможность
обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Лукин А.А Технология каменных работ, уч. пособие для УНПО, Гриф Допущено
Минобразованием России, ИЦ Академия, 2012
2. Чичерин И.И Общестроительные работы. Уч. пособие для УНПО, Гриф
Допущено Минобразованием России, ИЦ Академия, 2013
Дополнительные источники:
1. Бедов А.И. Габитов А. И. Проектирование, восстановление и усиление каменных
и армокаменных конструкций, Ассоц. стр. вузов, 2012
2. Маилян А.Р. Справочник современного строителя, Феникс, 2012
3. Романенко Е.Н. Справочник по строительству, Проспект , 2013
4. Стаценко А.С. Технология строительного производства, Феникс, 2012
5. Стаценко А.С. Технология каменных работ в строительстве ВШ, 2014
6. Чичерин И.И.Общестроительные работы. Альбом плакатов. Наглядное пособие,
Гриф Допущено Минобразованием России , ISBN 5-7695-1630-5 , ИЦ Академия, 2012
7. Общестроительные работы. Плакаты. Иллюстрированное пособие, Гриф
Допущено Минобразованием России, ИЦ Академия, 2013
Интернет-ресурсы:
1. Электронно-библиотечная система znanium.com
2. http://dic.academic.ru/
3. http://remvizor.ru/

17

4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса по профессиональному модулю
осуществляется в соответствии:
 со стандартом, с программой профессионального модуля, с расписанием занятий;
 с требованиями к результатам освоения профессионального модуля:
компетенциям, практическому опыту,
 знаниям и умениям.
В процессе освоения модуля используются активные формы проведения занятий с
применением электронных образовательных ресурсов: деловые игры, индивидуальные и
групповые проекты, анализ производственных ситуаций, и т.п. в сочетании с внеаудиторной
работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций
обучающихся.
Обучающимся обеспечивается возможность формирования индивидуальной
траектории обучения в рамках программы модуля; организуется самостоятельная работа
обучающихся под управлением преподавателей и предоставляется консультационная
помощь.
Освоение модуля сопровождается системой оценивания, завершается аттестацией
обучающихся с обязательным выполнением итоговой практической работы.
Освоению модуля предшествует изучение дисциплин и профессиональных модулей:
ОП.01. Основы материаловедения
ОП.02. Основы электротехники
ОП.03. Основы строительного черчения
ОП.04. Основы технологии общестроительных работ
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее
профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
модуля; опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой.
Инженерно-педагогический состав: высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому
предмету, без предъявления требований к стажу работы.
Мастера: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в областях, соответствующих профилю обучения; иметь на 1–2 разряда выше по
профессии рабочего, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников;
должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

18

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 3.1. Выполнять
подготовительные
работы
при
производстве
каменных работ

Основные показатели оценки
результата

- организует рабочее место в
соответствии
с
условиями
производства работ и требованиями
охраны труда;
- читает чертежи и схемы каменных
конструкций;
выполняет
подсчет
объемов
каменных
работ
и
потребность
материалов;
выбирает
и
подготавливает
инструменты,
приспособления
и
инвентарь для каменных работ в
соответствии
с
назначением,
устройством, принципом действия,
техническими
характеристиками,
правилами эксплуатации;
подбирает
и
подготавливает
основные
и
вспомогательные
строительные материалы для каменной
кладки;
- приготавливает растворные смеси для
производства каменной кладки;
- устанавливает леса и подмости;
выполняет
все
виды
подготовительных работ, соблюдая
требования безопасности труда
ПК 3.2. Производить - выполняет
разметку каменных
общие
каменные конструкций
в
соответствии
с
работы
различной рабочими чертежами, схемами;
сложности
- производит каменную кладку стен и
столбов из кирпича, камней и мелких
блоков под штукатурку и с расшивкой
швов
по
различным
системам
перевязки швов;
- выполняет армированную кирпичную
кладку;
- производит кладку стен облегченных
конструкций;
- выполняет бутовую и бутобетонную
кладки;
- выполняет смешанные кладки; выкладывает
перегородки
из
различных каменных материалов;

Формы и методы
контроля и оценки
Практическая работа на
реальных объектах
Методы
контроля:
самоконтроль,
практический,
визуальный,
наблюдение, экспертная
оценка
качества
выполненных работ
Оценивается освоение
целостной компетенции,
а не отдельных знаний и
умений
в
процессе
наблюдения
за
деятельностью
обучающегося
на
рабочем
месте
и
принятия решения по
оценке

Практическая работа на
реальных объектах
Методы
контроля:
самоконтроль,
практический,
визуальный,
наблюдение,
Оценивается освоение
целостной компетенции,
а не отдельных знаний и
умений
в
процессе
наблюдения
за
деятельностью
обучающегося
на
рабочем
месте
и
принятия решения по
оценке
19

- выполняет лицевую кладку и
облицовку стен;
выкладывает
конструкции
из
стеклоблоков и стеклопрофилита;
- выкладывает колодцы, коллекторы и
трубы переменного сечения;
выполняет
кладку
каменных
конструкций мостов, промышленных и
гидротехнических сооружений;
- производит все виды каменных работ,
соблюдая требования безопасности
труда
ПК 3.3. Выполнять - производит кладку перемычек, арок и
сложные
сводов;
архитектурные
выполняет
кладку
карнизов
элементы из кирпича и различной сложности;
камня
- выполняет декоративную кладку;
- устраивает деформационные швы;
- выполняет все сложные элементы из
камня и кирпича, соблюдая требования
безопасности труда

ПК 3.4. Выполнять - выполняет монтаж фундаментов и
монтажные работы при стен подвала;
возведении кирпичных - монтирует ригели, балки и
зданий
перемычки;
- монтирует лестничные марши,
ступени и площадки;
монтирует
крупнопанельные
перегородки, оконные и дверные
блоки, подоконники;
- выполняет монтаж панелей и плит
перекрытий и покрытий;
- производит заделку стыков и заливку
швов сборных конструкций;
- выполняет все монтажные работы
при возведении кирпичных зданий,
соблюдая требования безопасности
труда
ПК 3.5. Производить - подготавливает материалы для
гидроизоляционные
устройства гидроизоляции;
работы
при устраивает
горизонтальную
выполнении каменной гидроизоляцию
из
различных
кладки
материалов;
устраивает
вертикальную

Практическая работа на
реальных объектах
Методы
контроля:
самоконтроль,
практический,
визуальный,
наблюдение,
Оценивается освоение
целостной компетенции,
а не отдельных знаний и
умений
в
процессе
наблюдения
за
деятельностью
обучающегося
на
рабочем
месте
и
принятия решения по
оценке
Практическая работа на
реальных объектах
Методы
контроля:
самоконтроль,
практический,
визуальный,
наблюдение,
Оценивается освоение
целостной компетенции,
а не отдельных знаний и
умений
в
процессе
наблюдения
за
деятельностью
обучающегося
на
рабочем
месте
и
принятия решения по
оценке
Практическая работа на
реальных объектах
Методы
контроля:
самоконтроль,
практический,
визуальный,
20

гидроизоляцию
из
различных
материалов;
- производит все гидроизоляционные
работы при выполнении каменной
кладки,
соблюдая
требования
безопасности труда

ПК 3.6.
Контролировать
качество каменных
работ

- проверяет
качество основных и
вспомогательных
материалов
для
каменной кладки;
- контролирует соблюдение системы
перевязки
швов,
размеров
и
заполнение швов раствором;
- контролирует вертикальность и
горизонтальность кладки;
- проверяет соответствие каменной
конструкции чертежам проекта;
- выполняет геодезический контроль
каменной кладки и монтажных работ;
- выполняет
контроль
качества
каменных работ, соблюдая требования
безопасности труда

ПК 3.7. Выполнять
ремонт каменных
конструкций

- выполняет разборку каменной
кладки;
- заменяет разрушенные участки
кладки;
- пробивает и заделывает отверстия,
борозды, гнезда и проемы;
- выполняет заделку концов балок и
трещин;
- производит ремонт облицовки;
выполняет
ремонт
каменных
конструкций, соблюдая требования
безопасности труда

наблюдение,
Оценивается освоение
целостной компетенции,
а не отдельных знаний и
умений
в
процессе
наблюдения
за
деятельностью
обучающегося
на
рабочем
месте
и
принятия решения по
оценке
Практическая работа на
реальных объектах
Методы
контроля:
самоконтроль,
практический,
визуальный, наблюдение
Оценивается освоение
целостной компетенции,
а не отдельных знаний и
умений
в
процессе
наблюдения
за
деятельностью
обучающегося
на
рабочем
месте
и
принятия решения по
оценке
Практическая работа на
реальных объектах
Методы
контроля:
самоконтроль,
практический,
визуальный, наблюдение
Оценивается освоение
целостной компетенции,
а не отдельных знаний и
умений
в
процессе
наблюдения
за
деятельностью
обучающегося
на
рабочем
месте
и
принятия решения по
оценке

21

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но
и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты(освоенные общие
Основные показатели
Формы и методы
компетенции)
оценки результата
контроля и оценки
ОК 1.Выбирать способы
Владеет информацией о
Экзамен, экзамен
решения задач
профессиональной области, о
квалификационный
профессиональной деятельности профессии и основных видах
сбор свидетельств
применительно к различным
деятельности каменщика
(сертификаты,
контекстам
Ставит цели дальнейшего
свидетельства, дипломы,
профессионального роста и
грамоты, видео-,
развития
фотоматериалы и др.);
Адекватно оценивает свои
наблюдение за
образовательные и
деятельностью
профессиональные
обучающегося;
достижения
принятие решения по
оценке
ОК 2. Организовывать
Организует рабочее место в
Практическая работа на
собственную деятельность,
соответствии с выполняемой
реальных объектах;
исходя из цели и способов ее
работой и требованиями
методы контроля:
достижения, определенных
охраны труда
практический, визуальный,
руководителем.
Выбирает оборудование,
самоконтроль;
ОК 10. Пользоваться
материалы, инструменты в
наблюдение за
профессиональной
соответствии с требованиями
деятельностью
документацией на
техники безопасности и
обучающегося;
государственном и иностранном видами работ
принятие решения по
языках
Предъявляет методы
оценке
профессиональной
профилактики своего здоровья
ОК3. Планировать и
Выполняет задания,
Практическая работа на
реализовывать собственное
предъявляя интегрированные
реальных объектах
профессиональное и личностное знания профессиональной
Самостоятельная,
развитие
области
практическая работа
ОК 11.Использовать знания по
Контролирует технологию
Методы контроля: устный,
финансовой грамотности,
выполнения работ
письменный, практический,
планировать
Выявляет причины
визуальный, самоконтроль,
предпринимательскую
возможных дефектов и
наблюдение за
деятельность в
способы их устранения
деятельностью
профессиональной сфере
обучающегося;
принятие решения по
оценке
ОК 2.Осуществлять поиск,
Владеет профессиональными
Экзамен, экзамен
анализ и интерпретацию
определениями, техническими квалификационный,
информации, необходимой для
терминами, обозначениями и
практическая работа на
выполнения задач
др.
реальных объектах
профессиональной деятельности Владеет различными
Самостоятельная,
ОК5. Осуществлять устную и
методиками поиска
практическая работа
письменную коммуникацию на
информации
Методы контроля: устный,
государственном языке
письменный, практический,
Российской Федерации с учетом
визуальный, самоконтроль,
особенностей социального и
наблюдение за
культурного контекста
деятельностью
22

ОК9. Использовать
информационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей

обучающегося;
принятие решения по
оценке
Выполняет операции по сбору, Экзамен, экзамен
продуцированию,
квалификационный,
накоплению, хранению,
практическая работа на
обработке, передаче
реальных объектах
информации
самостоятельная,
Владеет программными,
практическая работа
программно-аппаратными и
Методы контроля: устный,
техническими средствами и
письменный, практический,
устройствами,
визуальный, самоконтроль,
функционирующими на базе
наблюдение за
микропроцессорной,
деятельностью
вычислительной техники, а
обучающегося;
также современных средств и принятие решения по
систем транслирования
оценке
информации,
информационного обмена
ОК 4. Работать в коллективе и
Устанавливает адекватные
Экзамен, экзамен
команде, эффективно
профессиональные
квалификационный
взаимодействовать с коллегами, взаимоотношения с
практическая работа на
руководством, клиентами
участниками
реальных объектах
образовательного процесса
самостоятельная,
Устанавливает позитивный
практическая работа в
стиль общения,
малых группах,
демонстрирует владение
наблюдение за
диалоговыми формами
деятельностью
общения
обучающегося;
Аргументирует и
принятие решения по
обосновывает свою точку
оценке
зрения
ОК 7. Содействовать
Сохраняет окружающую
Экзамен, экзамен
сохранению окружающей среды, среду, ресурсосбережению
квалификационный
ресурсосбережению, эффективно образовательного процесса
практическая работа на
действовать в чрезвычайных
Устанавливает позитивный
реальных объектах
ситуациях Исполнять воинскую
стиль общения,
самостоятельная,
обязанность, в том числе с
демонстрирует владение
практическая работа в
применением полученных
диалоговыми формами
малых группах,
профессиональных знаний (для
общения
наблюдение за
юношей).
Аргументирует и
деятельностью
ОК8. Использовать средства
обосновывает свою точку
обучающегося;
физической культуры для
зрения
принятие решения по
сохранения и укрепления
оценке
здоровья в процессе
профессиональной деятельности
и поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».