ОП.11 Основы права, предпринимательской деятельности и финансовой грамотности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки России № 1569 от 09
декабря 2016 г

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................. 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................... 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................... 7
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..... 8

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы права, предпринимательской деятельности и финансовой грамотности»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины
ОП.11
Основы
права,
предпринимательской
деятельности
и
финансовой
грамотности является
частью основной профессиональной образовательной
программы подготовки по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.11 Основы права, предпринимательской деятельности и
финансовой грамотности включена в общепрофессиональный цикл дисциплин.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь:
-ориентироваться в наиболее общих правовых проблемах, ценностей, свободы как основе
формирования правовой культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение права как отрасли политической культуры для формирования личности,
гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и
духовных ценностей;
- сформулировать представление о законе, государстве и роли права в жизни
- выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и
кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчѐты по платежам по кредиту.
- выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски,
сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг.
- пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную
информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию,
оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
- понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь
актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страховании.
- определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать
прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру
управления на предприятии.
- различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования
с позиции приемлемого уровня риска и доходности.
- влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещѐнного на сайте
Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный
пенсионный фонд.
знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия права, роль права в жизни человека и государства;
- основы правового учения о государстве;
- права, свободы, обязанности человека и гражданина, механизмы их реализации;
- систему органов государственной власти;
- понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления процентов, порядок
возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита,
параметры выбора необходимого вида кредита.
4

- понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
- основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость
получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую
декларацию.
- страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового
рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов
страхования.
- понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура
доходов и расходов, порядок расчѐта прибыли, порядок расчѐта и уплаты налогов в малом и
среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
- способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание
о существующих программах пенсионного обеспечения.
Формируемые общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задачи профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
с
учетом особенностей
социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном
языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельности в профессиональной сфере.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

38

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:
практические работы

10

Самостоятельная работа студента (всего)

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

Тематическое планирование
№
Содержание курса
Всего
за
часов
ня
ти
я
Раздел 1. Понятие права, система права.
2
1 Происхождение и сущность права. Задачи и функции
2
2
права
Раздел 2. Конституционное и административное право.
4
3
Основы конституционного строя в России.
2
4
Практическое занятие №1
5
Значение и структура административного права
2
6
Практическое занятие №2
Раздел 3. Понятия гражданского и трудового права
4
7
Общая характеристика гражданского права. Субъекты
2
8
гражданских правоотношений.
Практическое занятие № 3
9
Трудовой договор, виды трудового договора, порядок его
2
10 заключения
Практическое занятие № 4
Раздел 4. Семейное право
2
11 Личные имущественные права и обязанности супругов.
2
12 Права и обязанности родителей и детей.
Практическое занятие № 5
Раздел 5. Уголовное право
2
13 Общая характеристика уголовного права и уголовного
2
14 законодательства.
Практическое занятие № 6
1
Самостоятельная работа № 1 Подготовить реферат на
тему: «Международное право и его особенности»
Раздел 6. Финансовая грамотность. Банки и фондовый
4
рынок
15 Банковская система России.
2

В т.ч.
прак
тичес
ких

Уровень
освоения

1,2
2
1

1,2

1

1,2

2
1

1,2

1

1,2

2
1

1,2

1

1,2

1,2
1,2
6

Сберегательные вклады: как они работают и как сделать
выбор
17 Как работает фондовая биржа и кто может на ней
18 торговать.
Раздел 7. Страхование
19 Страхование имущества: как это работает.
20 Страхование здоровья и жизни.
Раздел 8. Налоги и пенсионное накопление
16

Итого:

1,2,3

2
2

1,2

4

21 Зачем нужны налоги и какие виды налогов существуют.
22 Подача налоговой декларации
23 Обязательное и добровольное пенсионное страхование.
24
Радел 9. Предпринимательская деятельность
25 Как начать свой бизнес. Регистрация ИП. Самозанятость.
26
27 Привлечение денег для малого бизнеса
28
29 Риски в предпринимательской деятельности
30
31 Практическое занятие № 7
32
33 Практическое занятие № 8
34
Самостоятельная работа № 2 Сообщение на тему: «Как
продать товар или услугу по QR-коду»
35 Дифференцированный зачет
36

2

2

1,2,3

2

1,2,3

10
2

4
1.2

2

1,2,3

2

1,2
2

1,2

2

1,2

1
3

2
38

10

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: доской
учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся),
техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными
пособиями).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе
7

Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы
общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/methodology
2.
Дружи с финансами. Национальная программа повышения финансовой грамотности
граждан. Режим доступа: Вашифинансы.рф
3.
Кредитный калькулятор. Режим доступа: www.calculator-credit.ru
4.
Центральный банк Российской Федерации – официальный сайт. Режим доступа:
www.cbr.ru
5.
Консультант плюс. Режим доступа: www.consultant.ru
6.
Финансовая культура . Режим доступа: https://fincult.info/
7.
ДОЛ-ИГРА игры по финансовой грамотности Режим доступа: https://doligra.ru/
8.
Онлайн уроки финансовой грамотности https://dni-fg.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
- основные категории и понятия
права, роль права в жизни человека
и государства;
- основы правового учения о
государстве;
- права, свободы, обязанности
человека и гражданина, механизмы
их реализации;
- систему органов государственной
власти;
-основные
банковские
услуги,
работу с ценными бумагами,
налоговую систему РФ, основы
страхования,
финансовые
механизмы деятельности фирм,
основы бизнес-планирования, роль
денег в современном мире и
возможные денежные риски, основ
построения семейного бюджета.

Критерии оценки

Полнота ответов, точность
формулировок, не менее 75%
правильных ответов.
Не менее 75% правильных
ответов.

Методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
- оценки результатов
практических работ;
-оценки результатов
самостоятельной работы
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде: тестирования

Актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
полнота ответов, точность
формулировок, адекватность
применения терминологии

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
-ориентироваться в наиболее
общих
правовых
проблемах,
ценностей, свободы как основе
формирования правовой культуры
гражданина
и
будущего
специалиста;
- определить значение права как
отрасли политической культуры для
8

формирования
личности,
гражданской
позиции
и
профессиональных навыков;
- определить соотношение для
жизни
человека
свободы
и
ответственности, материальных и
духовных ценностей;
- сформулировать представление о
законе, государстве и роли права в
жизни
-разбираться
в
финансовых
институтах
и
финансовых
продуктах, а также о способах
получения информации об этих
продуктах
и
институтах
из
различных источников;
-использовать
полученную
информацию в процессе принятия
решений
о
сохранении
и
накоплении денежных средств, при
оценке финансовых рисков, при
сравнении
преимуществ
и
недостатков различных финансовых
услуг в процессе выбора;
-использовать
такие
способы
повышения благосостояния, как
инвестирование денежных средств,
использование пенсионных фондов,
создание собственного бизнеса.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».