ОУП.08 Астрономия

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС
СПО) по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ, приказ Минобрнауки России №
178 от 13 марта 2018 г.;ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая 2012 г.(изменения в ред. Приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня
2016 г. № 2/16-з).
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Чебоненко Оксана Вадимовна, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

стр.
4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

17

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

20

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АСТРОНОМИЯ
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Астрономия» предназначена для изучения астрономии при подготовке квалифицированных рабочих по профессии
08.01.07 Мастер общестроительных работ в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программы общеобразовательного учебного предмета «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной Научнометодическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГБУ
«ФИРО». Протокол №2 от 18 апреля 2018 г.
1.1. Область применения программы
Программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего
звена в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ
1.2. Место предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих: предмет входит в состав профильных общеобразовательных учебных предметов
1.3. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:
1.3.1. Содержание программы «Астрономия » направлено на достижение следующих целей:




понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной; получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира - осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики; выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для
объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практически использовать знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
4







развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность
применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной
деятельности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих.
В программе учебного предмета «Астрономия» представлено содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды работ, тематика
рефератов (докладов, индивидуальных проектов) с учетом профессиональной направленности.
1.3.2. Результаты освоения учебного предмета.
Освоение содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития астрономической науки;
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
− умение анализировать последствия освоения космического пространства для
жизни и деятельности человека;
•
метапредметных:
− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии
такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов
для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возни
кает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, воз
никающих при выполнении практических заданий по астрономии;
− умение использовать различные источники по астрономии для получения
достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера,
включая составление текста и презентации материалов с использованием
информационных и коммуникационных технологий;
5

•
предметных:
− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции
звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической
терминологией и символикой;
− сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Универсальные учебные действия /УУД/
Личностные УУД




Самоопределение (мотивация учения,
формирование основ гражданской
идентичности личности).
Смыслообразования( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и
уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор).

Коммуникативные УУД






Познавательные УУД








Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации

Планирование (определение цели,
функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД







Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление
плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
6










объектов;
- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения
проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творч0еского и поискового характера.







Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание качества
и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность
к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
 Объем образовательной программы - 36 часов;
Рабочая программа учебного предмета Астрономия предназначена для изучения астрономии
в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Количество часов

Объем образовательной программы

36

Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка

36

в том числе: теоретическое обучение

18

лабораторные и практические занятия

18

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

2.2 Содержание учебного предмета
Введение
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура
и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов
исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации
о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.
1.История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики. История развития астрономии
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук».
Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как«математическое изучение
неба»). Создание первой универсальной математической
модели мира на основе принципа геоцентризма.
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его
точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей).
Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение).
Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы
изучения ближнего космоса).
Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).
Демонстрация
Карта звездного неба.
Практическое занятие
8

С помощью картографического сервиса (GoogleMaps и др.) посетить раздел «Космос» и описать
новые достижения в этой области.
https://hi-news.ru/tag/kosmos
2. Устройство Солнечной системы
Система «Земля—Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность
Луны, лунные породы).
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы,
поверхности).
Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).
Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты
астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс
Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды,
метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для
исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.
Демонстрация
Видеоролик «Луна» https://www. youtube.com/watch?v=gV8eT2DtP1I
GoogleMaps посещение планеты Солнечной системы
https://hi-news.ru/eto-interesno/v-google-maps-teper-mozhno-posetit-planetysolnechnoj-sistemy.html
Практическое занятие
Используя сервис GoogleMaps, посетить:
1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;
2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение.
3. Строение и эволюция Вселенной
Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и
тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).
Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма
«спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов).
Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из
наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).
Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и
сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды,
новые и сверхновые).
Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение
Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики
(открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик;
многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и
сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик).
9

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной,
расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели
Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики).
Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные
закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет).
Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных
цивилизаций).
Практическое занятие
Решение проблемных заданий, кейсов.
Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.):
1. Живая планета.
2. Постижение космоса.
3. Самое интересное о метеоритах.
4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум».
5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА».
Ссылки:
http://www. planetarium-moscow.ru/world-of-astronomy/astronomical-news/
http://www.kosmo-museum.ru/static_pages/interaktiv
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Астрономия — древнейшая из наук.
2. Современные обсерватории.
3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.
4. История календаря.
5. Хранение и передача точного времени.
6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.
7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.
9. Античные представления философов о строении мира.
10. Точки Лагранжа.
11. Современные методы геодезических измерений.
12. История открытия Плутона и Нептуна.
13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
16. Самые высокие горы планет земной группы.
17. Современные исследования планет земной группы АМС.
18. Парниковый эффект: польза или вред?
19. Полярные сияния.
20. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
21. Экзопланеты.
22. Правда и вымысел: белые и серые дыры.
23. История открытия и изучения черных дыр.
24. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.
25. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.
10

26. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.
27. Методы поиска экзопланет.
28. История радиопосланий землян другим цивилизациям.
29. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.
30. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян.
31. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность
2.4. Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности
студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Познакомиться с предметом изучения астрономии. Определитьроль астрономии в
формировании современной картины мира и
в практической деятельности людей.
Определить значение астрономии при
освоении профессий и специальностей
среднего профессионального образования
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ
Астрономия в древности(Аристотель, Гиппарх Познакомиться с представлениями о ВселенНикейский и Птолемей)
ной древних ученых.
Определить место и значение древней астрономии в эволюции взглядов на Вселенную
Звездное небо (изменение видов звездного Использовать карту звездного неба для нахожнеба в течение суток, года)
дения координат светила.
Приводить примеры практического использования карты звездного неба
Летоисчисление и его точность (солнечный и Познакомиться с историей создания различлунный, юлианский и григорианский календа- ных календарей. Определить роль и значение
ри, проекты новых календарей)
летоисчисления для жизни и деятельности человека. Определить значение использования
календарей при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
Оптическая астрономия
Познакомиться с инструментами оптической
(цивилизационный запрос, телескопы)
(наблюдательной) астрономии.
Изучение околоземного
Определить роль наблюдательной астрономии
пространства (история советской космонавти- в эволюции взглядов на Вселенную.
ки, современные методы изучения ближнего
Определить взаимосвязь развития цивилизакосмоса)
ции и инструментов наблюдения.
Определить значение наблюдений при освоении профессий и специальностей среднего
профессионального образования
Изучение околоземного
Познакомиться с историей космонавтики и
пространства (история советской космонавти- проблемами освоения космоса.
11

ки, современные методы
изучения ближнего космоса)

Определить значение освоения ближнего космоса для развития
человеческой цивилизации и экономического
развития России.
Определить значение знаний об освоении
ближнего космоса для профессий и специальностей среднего профессионального образования
Астрономия дальнеПознакомиться с проблемами освоения дальго космоса (волновая
него космоса.
астрономия, наземные и
Определить значение освоения дальнего косорбитальные телескопы,
моса для развития человеческой цивилизации
современные методы изучения дальнего коси экономического развития России.
моса)
Определить значение знаний об освоении
дальнего космоса для профессий и специальностей среднего профессионального образования
УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Происхождение Солнечной системы
Познакомиться с различными теориями происхождения Солнечной системы.
Определить значение знаний о происхождении
Солнечной системы для освоения профессий и
специальностей среднего профессионального
образования
Видимое движение планет (видимое движение Познакомиться с понятиями «конфигурация
и конфигурации планет)
планет», «синодический период», «сидерический период», «конфигурации планет и условия их видимости».
Научиться проводить вычисления для определения синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет. Определить
значение знаний о конфигурации планет для
освоения профессий и специальностей среднего профессионального
Образования
Система Земля — Луна
Познакомиться с системой Земля — Луна
(двойная планета).Определить значение исследований Луны космическими аппаратами.
Определить значение пилотируемых космических экспедиций на Луну.
Определить значение знаний о системе Земля
— Луна для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Природа Луны

Познакомиться с физической природой Луны,
строением лунной поверхности, физическими
условиями на Луне.
12

Планеты земной группы

Планеты-гиганты

Малые тела Солнечной
системы (астероиды, метеориты, кометы, малые планеты)

Общие сведения
о Солнце

Солнце и жизнь Земли

Небесная механика (законы Кеплера, открытие
планет)

Определить значение знаний о природе Луны
для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о природе Луны
для освоения профессий и специальностей
среднего профессионального образования
Познакомиться с планетами земной группы.
Определить значение знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о планетах земной группы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с планетами-гигантами.
Определить значение знаний о планетахгигантах для развития
человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о планетахгигантах для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с малыми телами Солнечной
системы.
Определить значение знаний о малых телах
Солнечной системы
для развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о малых телах
Солнечной системы
для освоения профессий и специальностей
среднего профессионального образования
Познакомиться с общими сведениями о Солнце.
Определить значение знаний о Солнце для
развития человеческой цивилизации.
Определить значение знаний о Солнце для
освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Изучить взаимосвязь существования жизни на
Земле и Солнца.
Определить значение знаний о Солнце для существования жизни на Земле.
Определить значение знаний изучения Солнца
как источника жизни на Земле для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Изучить законы Кеплера.
Определить значение законов Кеплера для
изучения небесных
13

тел и Вселенной.
Определить значение законов Кеплера для открытия новых планет
Исследование Солнечной системы (межплаПознакомиться с исследованиями Солнечной
нетные экспедиции,
системы.
космические миссии и
Определить значение межпланетных экспедимежпланетные космические аппараты)
ций для развития человеческой цивилизации.
Определить значение современных знаний о
межпланетных экспедициях для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Расстояние до звезд
Изучить методы определения расстояний до
звезд
Определить значение знаний об определении
расстояний до звезд для изучения Вселенной.
Определить значение знаний об определении
расстояний до звезд для освоения профессий и
специальностей среднего профессионального
образования
Физическая природа
Познакомиться с физической природой звезд.
звезд
Определить значение знаний о физической
природе звезд для человека.
Определить значение современных знаний о
физической природе звезд для освоения профессий и специальностей среднего
профессионального образования
Виды звезд
Познакомиться с видами звезд.
Изучить особенности спектральных классов
звезд.
Определить значение современных астрономических открытий для человека.
Определить значение современных знаний о
Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Звездные системы.
Познакомиться со звездными системами и экЭкзопланеты
зопланетами.
Определить значение современных астрономических знаний о звездных системах и экзопланетах для человека.
Определить значение этих знаний для освоения профессий и специальностей среднего
профессионального образования
Наша Галактика —
Познакомиться с представлениями и научными
Млечный путь (галактический год)
изысканиями о
нашей Галактике, с понятием «галактический
год».
14

Другие галактики

Происхождение галактик

Эволюция галактик
и звезд

Жизнь и разум во Вселенной

Вселенная сегодня:
астрономические
открытия

Определить значение современных знаний о
нашей Галактике
для жизни и деятельности человека.
Определить значение современных знаний о
Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с различными галактиками и
их особенностями.
Определить значение знаний о других галактиках для развития науки и человека.
Определить значение современных знаний о
Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с различными гипотезами и
учениями о происхождении галактик.
Определить значение современных астрономических знаний о происхождении галактик
для человека.
Определить значение современных знаний о
происхождении галактик для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с эволюцией галактик и звезд.
Определить значение знаний об эволюции галактик и звезд для человека. Определить значение современных знаний об эволюции галактик и звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с различными гипотезами о
существовании жизни и разума во Вселенной.
Определить значение изучения проблем существования жизни и разума во Вселенной для
развития человеческой цивилизации.
Определить значение современных знаний о
жизни и разуме во Вселенной для освоения
профессий и специальностей среднего профессионального образования
Познакомиться с достижениями современной
астрономической науки.
Определить значение современных астрономических открытий для человека.
Определить значение современных знаний о
Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
15

2.5. Тематический план и содержание учебного предмета «Астрономия»
№
занятия

Темы занятия

Всего
часов

В т.ч.
Уровень
практич. освоения
и лабор.
работ

Введение
Предмет астрономии. Звездное небо. Способы определения географической широты. Основы измерения
времени.
Тема 1. История развития астрономии
1-2

2

6

Астрономия и космология Аристотеля. Модели
2
мира. Звездное небо.
5-6
Изучение околоземного пространства.
2
Астрономия дальнего космоса
7-8
Летоисчисление и его точность. Практическое занятие 2
№ 1.
Тема 2. Устройство Солнечной системы

1-2

2

3-4

2

1-2
1-2
2-3

10

9-10

Система «Земля-Луна». Природа Луны.

2

1-2

11-12

Планеты земной группы. Практическое занятие №2

2

1-2-3

13-14

Планеты-гиганты. Практическое занятие №3

2

1-2-3

2

1-2-3

2

2-3

Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. Практическое занятие №4.
17-18 Практическое занятие №5 .Исследования Солнечной
системы.
19-20 Практическое занятие №6
Тема 3.Строение и эволюция Вселенной
21-22 Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю.
23-24 Определение расстояний до звезд.
25-26 Физическая природа звезд. Двойные звезды. Переменные, новые и сверхновые звезды. Эволюция звезд
27-28 Основы современной космологии
29-30 Практическое занятие № 7 Солнце как звезды.
31-32 Практическое занятие №8.Наша Галактика. Другие галактики. Происхождение и эволюция звезд.
33-34 Практическое занятие №9. Одиноки ли мы во Вселенной?
35-36 Дифференцированный зачет.
итого
15-16

2

2-3
6

2

1-2

2
2

1-2
1-2

2
2
2

1-2
2-3
2-3

2

2-3

2
36

2-3
18

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется на базе кабинета Физика. Основы электротехники
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее
место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий; типовые комплекты учебного оборудования
Технические средства обучения
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебного предмета «Астрономия» входят:







многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты, портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
Основные источники:
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов –Вельяминов, Е.К.Страут –М.:
Дрофа, 2018Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева,
2. П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.
Дополнительные источники:
1. Детская энциклопедия звездного неба на CD
2. Космос сквозь Вселенную на CD
3. М.М Дагаев. В.М. Чаругин. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М.: Просвещение, 1998 г.
4. Открытая астрономия, мультимедийный курс на CD.
5. Энциклопедия «Я познаю мир. Космос», М.: АСТ: Хранитель, 2008.
6. Энциклопедия Кирилла и Мефодия на DVD
7. Энциклопедия по астрономии, мультимедийный курс на CD
Интернет ресурсы:
1. http://www.astronet.ru/«Астрономия — это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.pptx
17

2. http://menobr.ru/files/blank.pdf.
3. «Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr.ru/files/astronom1.pptx
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня
2017 г.).
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
от 29 июня 2017 г. № 613.
Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета
«Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.
Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации
среднего профессионального образования на 2017/2018 г. — http://www.firo.ru/
Горелик Г.Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып.127. Приложение к журналу «Квант»,
№ 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.
Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику
Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута /М.А.Кунаш — М. : Дрофа, 2018.
Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику
Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута / М.А.Кунаш — Ростов н/Д : Учитель,
2018.
Левитан Е.П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/
Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika.pdf
Сурдин В.Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М. :Физматлит, 2013.
Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. :Физматлит, 2013.
Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.
Интернет-ресурсы
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.
sai.msu.su/EAAS
Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru
Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3
w1s&feature=youtu.be
Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов
18

освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим
доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI
Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и
внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] —
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим
доступа: http://www.astronews.ru/
Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://
www.astronet.ru
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://
www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia
http://www.astro.websib.ru/
http://www.myastronomy.ru
http://class-fizika.narod.ru
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium-moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
http://www.gomulina.orc.ru/
http://www.myastronomy.ru

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Образовательное учреждение ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»,
реализующее подготовку по предмету «Астрономия», обеспечивает организацию и проведение
промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний,
умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. проектов. Формы и методы контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся
в начале обучения. Для контроля образовательным учреждением создаются фонды оценочных
средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по разработанным
критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется отметка и уровень
освоения учебной дисциплины.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
использовать карту звездного неба для нахож- беседа, устный опрос,
отчет
о
выполнении
дения координат светила;
практических работ, завыражать результаты измерений и расчетов в полнение таблиц, тестиединицах Международной системы;
рование, сообщения

Формируемые
компетенции,
УУД
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные УУД
ОК 1-ОК 10

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных аст- отчет
о
выполнении
рономических законов;
практических работ, заполнение таблиц, тестиосуществлять самостоятельный поиск инфор- рование
мации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обра20

ботку и представление в разных формах.
Знать/понимать
смысл понятий:
активность, астероид, астрономия, астрология,
астрофизика, атмосфера, болид, возмущения,
восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь,
космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости
небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело,
дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки
на Луне, небесная механика, видимое и реальноедвижениенебесныхтелиих систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние,
состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные
факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция,
эклиптика, ядро
- определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики
планет и звезд, их химический состав, звездная
величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год,
сжатие планет, синодический и сидерический
период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной
системы;

индивидуальный опрос,
оценка при проверке
практических работ, проверка конспектов лекций,
самостоятельных работ;

Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные УУД
ОК 1-ОК 10

оценка при выполнении
практических работ, проверка конспектов лекций,
самостоятельных работ.
отчет
о
выполнении
практических работ, заполнение таблиц, тестирование

- смысл работ и формулировку законов: Ари- индивидуальный опрос,
стотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бру- оценка рефератов и доно, Ломоносова, Гершеля, Браге. Кеплера, кладов
Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, ГерцшпрунгаРассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

21

Приложения
Практические занятия
№ практического
занятия

содержание

Количество
часов

№1

Звездное небо. Небесные координаты. Движение и фазы
Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

2

№2

Измерение времени. Определение географической долготы и широты.

2

№3

Определение расстояний небесных тел в солнечной системе и их размеров.

2

№4

Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения

2

№5

Планеты Солнечной системы.

2

№6

Малые тела Солнечной системы.

2

№7

Солнце как звезды.

2

№8

Наша Галактика. Другие галактики. Происхождение и
эволюция звезд.

2

№9

Одиноки ли мы во Вселенной?

2
итого

18

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».