УПВ.01 Родная литература

Рабочая программа
учебного предмета разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) ) по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ, приказ
Минобрнауки России № 178 от 13 марта 2018 г.; ФГОС СОО приказ № 413 от 17 мая 2012
года ( изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645. От 31.12.2015
№1578, от 29.06.2017 № 613), Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения
по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/ 16 – з).

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик:
Московских Антонина Ивановна, преподаватель ГАПОУ СО
многопрофильный техникум».

«Сухоложский

2

Содержание
1 Пояснительная записка ................................................................................................................... 4
1.1 Общая характеристика учебного предмета «Родная литература» ...................................... 5
1.2 Место учебного предмета в учебном плане........................................................................... 6
1.3 Результаты освоения учебного предмета ............................................................................... 6
2 Структура и содержание учебного предмета ............................................................................. 11
2.1 Количество часов на освоение программы учебного предмета ........................................ 13
2.2 Тематическое планирование ................................................................................................. 14
3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся ................................. 22
4 Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы учебного
предмета «Родная литература» ....................................................................................................... 23
Литература ........................................................................................................................................ 24
5 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета ................................................. 25
Приложение №1. Практические занятия ....................................................................................... 29

3

1 Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебного
предмета «Родная
литература» предназначена для изучения обучающимися родной литературы при
подготовке квалифицированных рабочих по профессии 08.01.07 Мастер
общестроительных работ в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»,
реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС)
на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебного предмета « Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного
общего
образования
с
учетом
требований
федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии
среднего
профессионального
образования
(письмо
Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259) и примерной программы
общеобразовательного
учебного
предмета
«Родная
литература»
для
профессиональных
образовательных
организаций,
реализующих
основную
профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования
с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной Экспертным
советом по профессиональному образованию. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Содержание программы учебного предмета «Родная литература» направлено на
достижение следующих целей:
углублённое изучение литературного процесса на Урале, определение места
региональной литературы в русской литературе в целом ,
.
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе Урала и ценностям
отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике уральской литературы в ряду других искусств,

культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей
обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и
письменной речи обучающихся;
 освоение текстов художественных произведений уральской литературы в единстве
содержания и формы, основных
сведений по истории, географии
,этнокультурологии, художественной культуры Урала, и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
уральских писателей и поэтов как художественного целого в его историколитературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования
необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
4

1.1 Общая характеристика учебного предмета «Родная литература»
Предполагаемый предмет «Родная литература» отличается от традиционного курса
литературы. Преподавание может носить интегративный характер, так как изучение
литературного образа Урала невозможно без знаний по истории, географии,
этнокультурологии, художественной культуры Урала. Актуальность предмета « Родная
литература» связана с решением главной проблемы в воспитании обучающихся –
социализация личности. Не может молодой человек удачно адаптироваться в социуме, не
зная исторических и культурных особенностей своей «малой родины», которые неразрывно
связаны с общероссийской историей и культурой. Очень важно сегодня воспитание юного
гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру и
умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве. Для этого необходимо
обучающимся познакомиться с историей развития литературного процесса на Урале и
соотнести его(процесс) с развитием русской литературы в целом; познакомиться с
современной литературной жизнью региона; расширить представление о литературном
образе Урала: о многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в
развитие русской литературы; уметь использовать полученные знания в конкретной
поисково-исследовательской, творческой деятельности, а также на других предметах.
Основой содержания учебного предмета « Родная литература» являются чтение и
текстуальное изучение художественных произведений уральских писателей, составляющих
золотой фонд русской классики. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к
вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра,
справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная
самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и
понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и
интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от
читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведеними
словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и
теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям
учащегося.
Изучение учебного материала по родной литературе служит для дифференциации
уровней достижения обучающимися поставленных целей и происходит с учетом
профессиональной направленности. Так, уровень функциональной грамотности может быть
достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически
полезных знаний при чтении произведений уральской литературы, так и в овладении
способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков
общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы
содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой
культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в
современную общественную культуру.
В процессе изучения уральской литературы проводятся практические занятия по развитию
речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т.
д. Специфика занятий – соединение литературы как искусства слова с краеведением.
Поэтому преподавание данной дисциплины предполагает сочетание различных видов
деятельности обучающихся и преподавателя. Это занятия различных типов, в том числе:
лекции, семинары, занятия - презентации исследовательских, мультимедийных проектов,
занятия - доклады, литературно-музыкальные композиции, элементы фольклорного и
литературно-краеведческого театра, очные и заочные путешествия по уральской земле и др.
5

Тематика и форма проведения занятий зависят от поставленных к каждому занятию
целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся, а так же учитывают
профессиональную направленность получаемой профессии обучающихся. Все виды занятий
тесно связаны с изучением литературного произведения Урала, обеспечивают развитие
воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные
способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки
литературных произведений уральских писателей, активизируют позиции «обучающегося –
читателя.
Содержание учебного предмета дополнено краткой теорией литературы — изучением
теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного
материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом
литературных произведений, творчеством уральских писателей, поэтов, литературных
критиков и т. п.
Изучение
родной литературы завершается подведением итогов в форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе
освоения образовательной программы СПО на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

1.2 Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования.
В учебных планах ППКРС учебный предмет «Родная литература» входит в состав
общих общеобразовательных учебных предметов, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессии СПО 08.01.07
Мастер общестроительных работ.

1.3 Результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета
достижение обучающимися следующих результатов:
Личностных, которые должны отражать:

«Родная литература» обеспечивает

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
6

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
метапредметных:
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
7

-способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований
Предметных на базовом уровне:
- сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность;
осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего
дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
- сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа,
российской и мировой культуры;
- сформированность навыков понимания литературных художественных
произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
 сформированность
умений
создавать
устные
и
письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
8

 сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
 сформированность
умений
учитывать
исторический,
историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
 владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания;
 сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Предметных на углублённом уровне:
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
- владение навыками комплексного филологического анализа художественного
текста;
- сформированность представлений о системе стилей художественной литературы
разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
- владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и
теоретиколитературного характера;
- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в
произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
- сформированность представлений о принципах основных направлений литературной
критики.
В процессе освоения учебного предмета «Родная литература»
обучающийся должен овладеть универсальными учебными действиями, общими
компетенциями.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
Планирование (определение цели, функций
формирование основ гражданской
участников, способов взаимодействия).
идентичности личности).
Постановка вопросов (инициативное
Смыслообразования («какое значение,
сотрудничество в поиске и сборе
смысл имеет для меня учение», и уметь
информации).
находить ответ на него).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
Нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
альтернативных способов разрешения
исходя из социальных и личностных
конфликта, принятие решения и его
ценностей, обеспечивающее личностный
реализация).
моральный выбор).
Управление поведением партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
на основе соотнесения того, что уже
- поиск и выделение информации;
известно и усвоено учащимися, и того, что
9

- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера.

ещё неизвестно).
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление
плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению, осознание качества и уровня
усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий).

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими
компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языке.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

10

2 Структура и содержание учебного предмета
Введение . Устное народное творчество народов Урала
Фольклор и его роль в культуре. Взаимосвязь мифологии и фольклора. Мифология и
фольклор народов Урала. Мифы о культурных героях. Мир-Сусне-хум – герой мансийских
мифов и эпоса. Коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше. История Салавата Юлаева в
башкирском эпосе Русский фольклор на Урале. Фольклор поэтический, музыкальный.
Уральские предания, легенды, сказы.
Средневековая Уральская литература.
Раздел 1. Литература Средневековья. Духовно-просветительская деятельность
Стефана Пермского Духовные центры Урала. Верхотурье. Симеон Верхотурский. Сборник
былин и песен Кирилла Данилова из Нижнего Тагила Сборник былин и песен Кирилла
Данилова из Нижнего Тагила. Скоморошество на Урале. Последний скоморох – Кирша
Данилов. Народный театр. Народная афористика. Сборник пословиц В.Н.Татищева
Народные афоризмы – пословица, поговорка, присловье, притча, прибаутка. Прошлое
горнозаводского Урала в народной мысли
Уральская литература 19 века.
Раздел 2. Развитие уральской русской литературы и культуры в первой половине XIX
века Тема 2.1. Культура уральских народов и ее отражение в литературном творчестве 19в.
Истории о быте и нравах народов, населяющих Уральский регион. Путешествие как основа
для создания рассказа К.Д. Носилова «Дедушка-вогул и его внуки» А.А.Кирпищикова «Как
жили в Куморе». Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта,
нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести. П.П.Инфантьев «За
уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из дневника туриста. Жанр путевых
очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля писателя. Суровая правда факта о
судьбе мансийского народа. Образ автора-рассказчика и его позиция. Тема 2.2. Дми́трий
Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к(1852-1912) Д.Н.Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские
миллионы». Цикл «Уральские рассказы» Д.Н.Мамин – Сибиряк. Жизнь и творчество. Роман
«Приваловские миллионы».. Проблематика романа. Основа романа – идея вырождения
уральских промышленников. Судьба главного героя – Сергея Александровича Привалова.
Отражение быта уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила Шелехов, местные
«львицы»). Цикл «Уральские рассказы» - период писательского самоутверждения. Образ
трудового уральского народа («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»). Образ великой
уральской реки – Чусовой. Дружба писателя с художником А.К. Денисовым-Уральским.
«Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки охотника» И.С.Тургенева
Развитие уральской литературы двадцатого века.
Литература Урала в первые десятилетия ХХ века.
Национальное, региональное, общероссийское в творчестве писателей Урала рубежа
ХIХ–ХХ вв. (А.Туркин, И.Колотовкин, П.Инфантьев, К.Носилов, Б.Тимофеев, Е.Гадмер и
др.). Проблема модернизма в литературе региона начала нового столетия. Оживление
литературной жизни в конце 1910 – 1920-е гг., развитие периодической печати. Василий
Каменский – поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком.
Интерес поэта к историческому прошлому страны. Поэмы «Степан Разин», «Емельян
Пугачёв», «Иван Болотников» как изображение мощи национального характера. Образ
национального героя Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи «Чурлю-журль»,
«Маяковский», «Сарынь на кичку», «Пожар». Тема 3.2. Творчество Алексея Петровича
Бондина (1882 - 1939) Практическое занятие 2 Сведения из биографии А. П. Бондина.
Писатели горьковской школы. Повести «Уходящее», «Матвей Коренистов», «Связчики»,
рассказы «Табельщица», «Стрелочник» и др.) Автобиографическая повесть «Моя жизнь»
Романы «Лога», «Ольга Ермолаева»Тема 3.3. Творчество Павла Петровича Бажова
Практическое занятие 2 Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности
поэтики прозы. «Ермаковы лебеди». Порубежный сказ писателя. Интерпретация Бажовым
11

образа русского землепроходца Ермака.. Фольклорные мотивы в сказах П. П. Бажова.
художественное новаторство книги «Малахитовая шкатулка». Цикл о мастерах в контексте
мировой литературы и мифологии. Тема 3.4. Уральская поэзия и проза 30-х – 50-х годов .
Предвоенная поэзия
Б.Ручьёв. Магнитострой как тема в литературе 1930-х гг. Стихи «Песня в брезентовой
палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала…». Литературная жизнь Урала в годы
Великой Отечественной войны Уральские писатели-фронтовики: Семен Николаевич
Самсонов. Повесть «По ту сторону» - посвящение узникам концлагерей. Гражданскопатриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема
Родины и памяти в стихотворениях уральских поэтов-фронтовиков. Послевоенная поэзия:
Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и особенности их поэзии. Образ
Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и К.Некрасовой. Л.Татьяничева: стихи «Урал»,
«Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней ночью…», и др.; К.Некрасова : стихи
«Урал», «Дела наши, что сделаны нами…», «Песня» и др.
Поэзия Урала в 1960–1980-е гг.
Поэзия «шестидесятников». Основные мотивы и тематика творчества
М.П.Никулиной, Э.И.Бояршиновой, А.М.Домнина и А.Л.Решетова. Образ уральской
природы в лирике поэтов (подборка стихов по выбору учителя). Любовь Ваганова – поэтесса
земли ирбитской. Очерк о жизни и творчестве поэтессы. Гражданская лирика: тема «малой
родины», России, памяти, деревни и судьбы в стихах сборника «Венок маме».
Творчество Булата Шалвовича Окуджавы (1924 - 1997) Очерк биографии Б. Ш.
Окуджавы. автобиографическая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр», работа
редактором в издательстве «Молодая гвардия». Собственное направление в авторской песне.
(разбор текстов «До свидания, мальчики», «Поднявший меч на наш Союз достоин будет
худшей кары…», «Ваше благородие, госпожа удача», «Нам нужна одна победа»,
«Кавалергарда век недолог…», «Бери шинель, пошли домой» и др. н на выбор) . Работа с
киносценариями («Женя, Женечка и „катюша“»)
Литературная проза Урала 60 – 80х годов
Проза И. Акулова, А. Ромашова, А. Филипповича и др. Нравственная проблематика прозы
Н. Никонова. Особенности жанра публицистической поэмы. Проблема «Человек и природа»
в произведении. Образ живой природы в поэме. Утверждение нравственных законов
отношения человека к миру в публицистической поэме Н.Никонова «След рыси» и повести
В.П.Астафьева «Царь-рыба». Роль автора-рассказчика. Публицистичность и лиризм
повествования. Мустай Карим Этапы биографии и творческого пути Роль региональных
журналов («Урал», «Уральский следопыт» и др.) в развитии уральской литературы.
Литература Урала 80-х – 2000-х годов.
Любовь Анатольевна Ладейщикова (д.р 1946г.) Содержание 2 «Материнская поэзия»
Л.Ладейщиковой. Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века. Тема
материнского счастья и заботы в поизведениях Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна»,
«Материнский час», «Живые кольца», «Высота». Тема РодиныРоссии в сборнике «Свеча
негасимая».
Жанры приключений и научной фантастики в творчестве писателей Урала.
Содержание 2 Порфирий Павлович Инфантьев. «На другой планете: повесть из жизни
обитателей Марса» - утопия начала 20 века Владимир Константинович Печёнкин. «Два дня
Вериты», «Владыка Усть-Выми» - приключенческий роман об Урале. Семен Васильевич
Слепынин. «Звездные берега» - космическая фантастика, антиутопия конца 20 века
Творчество Владислава Петровича Крапивина (1938г.р.) Практическое занятие
Основные периоды биографии Организация отряда «Бригантина». Работа в журнале
«Уральский следопыт». Приключенческие произведения автора – «Тень каравеллы»,
«Хронометр» Сказочно-фантастическое направление в творчестве - цикл произведений о
детях философско-фантастического содержания «В глубине Великого Кристалла». 2
Современная уральская литература.
12

Современная проза Урала. Образ современника в произведениях Александра
Львовича Иванченко («Купание красного коня», «Техника безопасности»), Вазиха
Мухаметшиновича Исхакова («Волны ударяются о берег», «Имена незабываемые»), Ольги
Александровны Славниковой («Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «Сёстры
Черепановы»)
Современная поэзия Урала. Практическое занятие 2 Поэты новой волны: стилевые
особенности поэзии современных уральских поэтов: Б. Рыжего, В.Кальпиди, Ю.Казарина..
Деятельность авторов Свердловского рок-клуба Практическое занятие 2 Отражение
постмодернистского мироощущения в рок-поэзии. Д. Умецкий, И. Кормильцев и группа
«Наутилус Помпилиус», Н. Полева и группа «Настя», В. Шахрин, В. Бегунов и граппа
«Чайф», В. Самойлов, Г. Самойлов и группа «Агата Кристи», С. Бобунец и группа
«Смысловые галлюцинации»
Драматургия на Урале Содержание 1 Драматургия Николая Коляды. книга пьес
«Старая зайчиха» и другие старые пьесы», «Пьесы для любимого театра», Пьеса «Канотье» социальная пьеса. Драматургия Василия Сигарева. Образ современника в пьесах ««Семья
вурдалака», «Черное молоко». Философский смысл драматургических произведений
Н.Коляды и В. Сигарева .
Итоговое тестирование по дисциплине. Прохождение теста по пройденному
материалу
Подготовить электронную (PowerPoint) презентацию на тему: «Время читать
уральскую прозу / поэзию» (на выбор).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1.
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2.
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3.
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач)

2.1 Количество часов на освоение программы учебного предмета
При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета « Родная
литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС) объем образовательной программы
составляет - 180 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая
практические занятия, 180 час,= 66 - аудиторные занятия +114 - практические занятия.

13

2.2 Тематическое планирование
Содержание курса

1-2

Введение. Устное народное
творчество народов Урала
Фольклор и его роль в
культуре. Взаимосвязь
мифологии и фольклора.
Мифология и фольклор
народов Урала.

Мифы о культурных героях.
Мир-Сусне-хум – герой
3-4
мансийских мифов и эпоса.
Коми-пермяцкий эпос о
Кудым-Оше.
Практическое занятие №1.
История Салавата Юлаева в
5-6
башкирском эпосе Русский
фольклор на Урале
Практическое занятие №2
Фольклор поэтический,
7-8
музыкальный. Уральские
предания, легенды, сказы
РАЗДЕЛ1 Средневековая Уральская
литература
Литература Средневековья.
Духовно-просветительская
деятельность Стефана
9-10
Пермского Духовные
центры Урала. Верхотурье.
Симеон Верхотурский
Практическое занятие №3
Сборник былин и песен
11-12
Кирилла Данилова из
Нижнего .Последний
скоморох – Кирша Данилов
Практическое занятие №4
13-14
Народный театр.
Практическое занятие №5
Народная афористика.
15-16
Сборник пословиц В. Н.
Татищева.
Прошлое горнозаводского
17-18
Урала в народной мысли
РАЗДЕЛ. 2 УРАЛЬСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
19-20

Культура уральских
народов и ее отражение в

Всего
часов

В т. Ч.
практических

Уровень
усвоения

2

2

1

2
2

2

10

2
6

2

1

1

2

2

2

3

2

2

2
14

14
2
14

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

литературном творчестве
19в.
Истории о быте и нравах
народов, населяющих
Уральский регион.

2

1

Практическое занятие №6
Путешествие как основа
для создания рассказа К.Д.
Носилова «Дедушка-вогул
и его внуки»

2

Практическое занятие №7
А. А. Кирпищикова «Как
жили в Куморе».
Бытописательская манера
повествования в повести.

2

Изображение быта, нравов
рабочего люда Урала.
Этнографические зарисовки
в повести. П. П. Инфантьева
«За уральским бобром.
Путешествие в страну
вогулов» Из дневника
туриста
Практическое занятие №8
Жанр путевых очерков в
русской литературе 19 века.
Особенности стиля
писателя
Суровая правда факта о
судьбе мансийского народа.
Образ автора-рассказчика и
его позиция.
Д. Н. Ма́мин – Сибиря́к
(1852-1912) Жизнь и
творчество
Роман «Приваловские
миллионы». Проблематика
романа. Основа романа –
идея вырождения уральских
промышленников.
Практическое занятие №9
Судьба главного героя –
Сергея Александровича
Привалова.

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

15

41-42

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

Отражение быта уездного
уральского общества
(старик Бахарев, Данила
Шелехов, местные
«львицы»).
Цикл «Уральские рассказы»
- период писательского
самоутверждения.

55-56

57-58

59-60

61-62

63-64

2

Практическое занятие №10
Образ трудового уральского
народа («Бойцы»,
«Золотуха», «На шихане»).

2

Практическое занятие №11
Образ великой уральской
реки – Чусовой.
Дружба писателя с
художником А.К.
Денисовым-Уральским.
Практическое занятие №12
«Уральские рассказы» Д.Н.
Мамина - Сибиряка и
«Записки охотника» И. С.
Тургенева.

2

РАЗДЕЛ 3. Развитие уральской
литературы двадцатого века
53-54

2

Литература Урала в первые
десятилетия ХХ века.
Проблема модернизма в
литературе региона начала
нового столетия.
Практическое занятие №13
Василий Каменский – поэтфутурист. Дружба с
В.Маяковским,
В.Хлебниковым,
Д.Бурлюком.
Практическое занятие №14
Поэмы как изображение
мощи национального
характера
Практическое занятие №15
Образ национального героя
Степана Разина . Стихи
64 Практическое занятие
№16 Творчество А. П.
Бондина Писатели

2
2

50
18
2
2
2

2

2

2

16

горьковской школы.

65-66

67-68

69-70

71-72

73-74

75-76

77-78

79-80

81-82

83-84

85-86

87-88

Практическое занятие №17
Повести «Уходящее»,
«Матвей Коренистов»,
«Связчики»,
Рассказы «Табельщица»,
«Стрелочник» .
Автобиографическая
повесть «Моя жизнь»
Романы «Лога», «Ольга
Ермолаева»
Творчество П. П. Бажова.
Сведения из биографии
писателя
Практическое занятие №18
Фольклорные мотивы в
сказах П. П. Бажова.
художественное
новаторство книги
«Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №18
Художественное
новаторство книги
«Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №19
Цикл о мастерах в
контексте мировой
литературы и мифологии.
Предвоенная поэзия:
Б.Ручьёв. Магнитострой как
тема в литературе 1930-х гг.
Практическое занятие №20
Литературная жизнь Урала
в годы Великой
Отечественной войны
Практическое занятие №21
Гражданско-патриотическая
лирика С.Щипачёва,
Н.Куштума, Мусы Джалиля
.
Практическое занятие №22
Послевоенная поэзия: Л.
Татьяничева Образ Урала в
лирических стихах.
Практическое занятие №23
Творчество К. Некрасовой.

2

2

2

2
2

2

2

2
2

2

2

2

17

89-90

91-92

93-94

95-96

97-98

99-100

101-102

103-104

105-106

107-108
109-110

111-112

113-114

115-116

Практическое занятие №24
Поэзия Урала в 1960–1980-е
Практическое занятие №25
Образ уральской природы в
лирике поэтов).
Любовь Ваганова –
поэтесса земли ирбитской.
Очерк о жизни и творчестве
поэтессы.
Практическое занятие №26
Гражданская лирика: тема
«малой родины», России,
памяти, деревни и судьбы в
стихах сборника «Венок
маме».
Творчество Булата
Шалвовича Окуджавы
(1924 - 1997) Очерк
биографии .
Практическое занятие №27
Автобиографическая
повесть Булата Окуджавы
«Будь здоров, школяр».
Практическое занятие №28
Собственное направление в
авторской песне. (разбор
стихов).
Практическое занятие №29
Анализ стихов Булата
Окуджавы.
Практическое занятие №
30
Литературная проза Урала
60 – 80х годов. Проза И.
Акулова, А. Ромашова,
Проза А. Филипповича.
Практическое занятие №31
Нравственная проблематика
прозы Н. Никонова.
Практическое занятие №32
Образ живой природы в
поэме
Практическое занятие №33
Н.Никонов «След рыси» и
повесть В.П.Астафьева
«Царь-рыба»
Практическое занятие №34
.Роль автора-рассказчика.

2
2

2
2

2
2

2

2

2

2
2

2

2

2
18

Публицистичность и
лиризм повествования
Практическое занятие №35
Мустай Карим Этапы
117-118
биографии и творческого
пути
Практическое занятие №36
Роль региональных
119-120
журналов в развитии
уральской литературы
РАЗДЕЛ 4. Литература Урала 80-х –
2000-х годов.
Л.А. Ладейщикова
121-122
«Материнская поэзия» .
Об уральской поэзии и
123-124 прозе последнего
десятилетия 20 века
Практическое занятие №37
125-126 Тема материнского счастья
и заботы.
127-128 «Живые кольца», «Высота».
Практическое занятие
№38Тема Родины, России в
129-130 сборнике «Свеча
негасимая».

131-132

133-134

135-136

137-138

139-140

141-142

Практическое занятие №39
Жанры приключений и
научной фантастики в
творчестве писателей
Урала.
Практическое занятие
№140 П. П. Инфантьев.
Утопия начала 20 века
В. К. Печёнкин. «Два дня
Вериты», «Владыка УстьВыми» - приключенческий
роман об Урале

2

2

10

16

2
2
2

2
2

2

2

2

Практическое занятие №41
С. В. Слепынин. «Звездные
берега» - космическая
фантастика, антиутопия
конца 20 века
Практическое занятие №42
Творчество В. П.
Крапивина .Организация
отряда «Бригантина».

2

Практическое занятие №43
Работа в журнале

2

2

19

«Уральский следопыт».

143-144

Приключенческие
произведения автора –
«Тень каравеллы»,
«Хронометр»

Практическое занятие №44
Сказочно-фантастическое
направление .
РАЗДЕЛ 5. Современная уральская
литература.
Практическое занятие №45
147-148
Современная проза Урала.
Практическое занятие №46
Образ современника в
149-150
произведениях А. Л.
Иванченко.
В. М. Исхаков («Волны
ударяются о берег», «Имена
151-152
незабываемые»),

2

2

145-146

153-154

155-156
157-158
159-160
161-162

163-164

165-166

167-168

169-170
171-172

154 Практическое занятие
№47 О. А. Славникова
(«Стрекоза, увеличенная до
2размеров собаки»,
«Сёстры Черепановы»)
Практическое занятие №48
Современная поэзия Урала.
Практическое занятие №49
Поэты новой волны:: Б.
Рыжый
Практическое занятие №50
Творчество В.Кальпиди,
Творчество Ю.Казарина..

8

26
2
2

2

2
2

2
2

Практическое занятие №51
Деятельность авторов
Свердловского рок-клуба

2

Практическое занятие №52
Рок-поэзия . Д. Умецкий, И.
Кормильцев и группа
«Наутилус Помпилиус»,
Практическое занятие №53
Н. Полева и группа
«Настя»,
Практическое занятие
№54В. Шахрин, В. Бегунов
и граппа «Чайф»,2
Практическое занятие №55

2

2

2

2
20

Группы «Агата Кристи»,
«Смысловые
галлюцинации»
Драматургия на Урале
173-174 .Драматургия Николая
Коляды
Практическое занятие №56.
175-176 Пьеса «Канотье» социальная пьеса
Практическое занятие №57
177-178 Драматургия Василия
Сигарева
179-180 Дифференцированный зачёт
ИТОГО: 180 ауд. ч. = 66 ауд. ч. + 114
пр. р.

2
2

2

2

3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
21

Содержание
обучения

Литератуура
Урала
XIХ века

Литература
Урала первой
половины
ХХ века

Литература
Урала второй
половины
ХХ века.

Литература
Урала
Урала конца ХХ
- начала ХХI
века

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на
уровне учебных действий)
Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение;
подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с
источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии,
словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы
на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами
художественных произведений уральских писателей и критических
статей; написание различных видов планов; анализ эпизодов романа
Мамина- Сибиряка « Привалоские миллионы». реферирование; участие
в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения;
редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебноисследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе
подготовка
компьютерных
презентаций);
самооценивание
и
взаимооценивание.
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками
информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление
плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного
произведения уральского писателя П. П. Бажова; анализ фрагментов
произведений чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре
(в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное
чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов;
работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы;
проектная и учебно-исследовательская работа.
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение
и чтение наизуст стихотворений С. Щипачёва, Мусы Джалиля, Л.
Татьяничевой.; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником;
аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного
плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на
семинаре.
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные
вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая
работа с текстами художественных произведений уральских писателей
М. П. Никулиной. Э.И. Бояршиновой, Н. Г. Никонова и учебника;
составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и
цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и
комментированное чтение; написание рецензии на книгу современного
уральского писателя.; работа с иллюстративным материалом.
Аудирование; чтение и комментированное чтение драматического
произведения социальной пьесы Н. Коляды,; самостоятельная и
групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая
аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная
и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; Анализ
лирического произведения. В. Кальпиди, Ю. Казарин – стилевые
особенности поэзии уральских поэтов, подготовка докладов и
сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения;
работа с иллюстративным материалом; проектная и учебноисследовательская работа, подготовка электронной презентации.

22

2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

4 Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы учебного
предмета «Родная литература»
Помещение кабинета «Русский язык и литература» оснащено:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
комплект учебно-методических материалов «Родная литература».
Технические средства:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- принтер;
мультимедиапроектор
- экран настенный.
Информационное обеспечение обучения:
I. Перечень электронного дидактического материала в кабинете:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием».
Родная литература Дидактический материал.
Презентации по литературе 19,20 века.
Презентации по разделам родной литературы.
Художественные, документальные фильмы по уральской литературе
II. Бумажные (печатные) издания:
Рабочая программа учебных дисциплины «Родная литература»
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим занятиям.
Методические рекомендации по написанию контрольных работ.
Тесты (входные, промежуточные, итоговые)
Раздаточный материал по разделам уральской литературы

23

Литература.
Основная литература:
1. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1/ [Г.А.
Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. - 6-е
изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 384 с.
2. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2/ [Г.А.
Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. - 6-е
изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 400 с.
3. Литература: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования:
в 2 ч. Ч. 1/ [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. - 6-еизд., стер. - М.: Академия, 2015. - 352 с.
Дополнительная литература:
1. Лебедева О. Б. История русской литературы 18 века: Учеб. – М.: ВШ, Академия, 2000.
– 415 с.
2. Литература: Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. уч. заведений / Под ред. Г.
А. Обернихиной. – М.: Академия, 2006. – 272 с.
3. Литература: учебник для студ. сред. проф. уч. заведений / Под ред. Г. А. Обернихиной.
– М.: Академия, 2006. – 656 с.
4. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 века: Учеб. – 4 – е
изд., доп., перераб. – М.: ВШ, Академия, 2000. – 432 с.
Интернет-источники:
1. Сайт «Литература Урала» Е. Извариной (УрФУ) - http://www.litural.ru/.
2. Журнал «Урал» - magazines.russ.ru/ural/

24

5.Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Раздел

Введение

уметь/ знать

ОК УУД

Уметь:
Осуществлять
аналитическую работу с
текстами фольклорных
произведений ;
участвовать в беседе,
отвечать на вопросы,
самостоятельно
выполнять задания по
учебнику, , проводить
сопоставительный
анализ составлять план
сочинения, писать
сочинение.
Знать: основные факты .
мифологии и фольклора
народов Урала.

Уметь:
Осуществлять
аналитическую работу с
текстами
художественных
произведений уральских
писателей Средевековья;
участвовать в беседе,
отвечать на вопросы,
РАЗДЕЛ1
самостоятельно
Средневековая
выполнять задания по
Уральская
учебнику, проводить
литература
сопоставительный
анализ составлять план
сочинения, писать
сочинение.
Знать: основные факты
жизни и творчества,
тексты произведений
уральских писателей
Средневековья.
Уметь:
Раздел 2.
Осуществлять
Уральская
аналитическую работу с
литература
текстами
Урала
художественных
XIХ века
произведений уральских
писателей XIХ века ;
участвовать в беседе,
отвечать на вопросы,

Контроль и оценка
результатов освоения
учебного предмета

Практическое занятие
№ 1,2 (Письменный
анализ фольклорного
произведения,
Текущий контроль
(Устный опрос)
Критерии оценивания
практической работы

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУД- Личностные,
познавательные

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУД- Личностные,
познавательные

Практическое занятие
№ 3,4.5 (Письменный
анализ прозаического
произведения,
сопоставительный анализ
эпизода произведения.)
Составить сборник былин
и песен, пословиц
Текущий контроль
(Устный опрос)
Критерии оценивания
практической работы

Практическое занятие
№ 6.7.8.9.10,11,12
(Письменный анализ
прозаического
произведения,
сопоставительный анализ
эпизода произведения.)
Презентации.
Рефераты.
25

РАЗДЕЛ 3.
Развитие
уральской
литературы
двадцатого
века

самостоятельно
выполнять задания по
учебнику, проводить
сопоставительный
анализ составлять план
сочинения, писать
сочинение.
Знать: основные факты
жизни и творчества,
тексты произведений
уральских писателей
XIХ века
Уметь:
самостоятельная
работать с источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари,
в том числе интернетисточники); составлять
сообщения,
сопоставительные
таблицы; осуществлять
аналитическую работу с
текстами
художественных
произведений уральских
писателей и поэтов,
писать сочинение и
составлять план к нему,
писать отзыв, делать
анализ эпизода
произведения, анализ
стихотворений,
выразительное чтение
стихов и рассказ из
наизусть.
Знать:
основные факты жизни
и творчества уральских
писателей и поэтов 20
века, содержания
произведений родной
литературы.

Сочинения.
Викторины, тесты.
Кроссворды. Сочинения.
Текущий контроль
(Устный опрос)
Критерии оценивания
практической работы.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДпознавательные,
коммуникативные

Практическое занятие
№13,14,15 (Анализ
стихотворений,
выразительное чтение
стихов).
Практические занятия №
16, 17,18,19.20
(Анализ фрагментов
произведения. Пересказ
произведений,
презентации. рефераты
по творчеству Болдина,
Д. Н. Мамина - Сибиряка
).
Практическое занятие №
21,22,23,24, 25,26, 27, 28,
29
Анализ стихотворений С.
Щипачёва, Мусы
Джалиля, Л.
Татьяничевой, Б.
Окуджавы.
Написать реферат на тему
«Творчество уральских
поэтов- фронтовиков.
Практические занятия
№30,31,32,33,34 (
сочинения, отзывы,
аннотации, викторины
по творчеству Акулова,
Ромашова, Никонова.
Практические занятия
№35, 36.37,38,39,40, 41.
42 (Анализ фрагментов
произведения. Пересказ
произведений,
презентации, рефераты
по творчеству
Ладейщиковой,
26

Инфантьева, Печенкина,
Слепынина, Крапивина.)
Практические занятия №
43,44 ( Аннотации.
отзывы, анализ
фрагментов журналов)

РАЗДЕЛ 4.
Современная
уральская
литература

Уметь:
Анализировать
произведение, писать
рецензию на
произведения уральских
писателей, отзыв (эссе),
составлять таблицу,
Знать:
основные факты жизни
и творчества, тексты
произведений писателей
в начале XX века,
литературоведческие
термины.
УМЕТЬ:
Анализировать
произведение, писать
рецензию на
произведения уральских
писателей, отзыв (эссе),
составлять таблицу
Выразительно читать
стихотворения наизусть;
готовить доклады и
сообщения; составлять
тезисный и цитатный
планы сочинения,
писать сочинения
выполнять проектную и
учебноисследовательскую
работу (рефераты,
сообщения,
презентации).
Знать:
основные факты жизни
и творчества, тексты
произведений

Текущий
контроль(Письменныйанализ текста)
Критерии оценивания
практической,
тематической
письменной работ.
Полное освоение
Анализ ключевых сцен
содержания,
поэмы).
умений, знаний,
. Написать рецензию на
общих( ОК1- ОК11) прочитанную книгу
,УУД.
современного уральского
писателя)
Критерии оценивания
практической,
контрольной,
тематической
письменной работы.
Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДпознавательные,
коммуникативные

Практические занятия
№45,46,47 ( пересказ
эпизодов современных
произведений уральских
писателей, отзыв, эссе)
№ 48.49,50
(Выразительное чтение и
анализ стихов),
№52.52,53.54,55.56.57 (
выразительное чтение
драматических
произведений уральских
драматургов,презентации,
рефераты,
исследовательские
проекты).
Подготовить
электронную
(PowerPoint) презентацию
на тему: « Время читать
уральскую проу/ поэзию»
( на выбор).
Текущий контроль
(Устный опрос)- ответы
27

современных уральских
писателей .

на вопросы)
заданиям).
Критерии оценивания
практической работы,
устного опроса,
презентации.
Дифференцированный
зачёт.

Оценка достижений обучающихся в освоении учебного предмета осуществляется по
разработанным критериям оценивания по каждой контрольной точке, в том числе и на
дифференцированном зачёте. Набранная сумма баллов при выполнении заданий соотносится
с универсальной шкалой оценивания, определяется отметка (таблица).

Универсальная шкала оценивания.
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.

Отметка
«3» («удовлетворительно»)
«4» («хорошо»)
«5» («отлично»)

Сумма баллов по выполненной работе

40 - 45
46 - 52
53 - 58

28

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№
№Занятия
5-6
7-8
11-12
13-14
15-16
23-24
25-26
31-32
39-40

Тема практического занятия
Практическое занятие №1.
История Салавата Юлаева в башкирском эпосе Русский фольклор на
Урале
Практическое занятие №2 Фольклор поэтический, музыкальный.
Уральские предания, легенды, сказы
Практическое занятие №3 Сборник былин и песен Кирилла Данилова из
Нижнего .Последний скоморох – Кирша Данилов
Практическое занятие №4 Народный театр.
Практическое занятие №5 Народная афористика. Сборник пословиц В.
Н. Татищева
Практическое занятие №6 Путешествие как основа для создания
рассказа К.Д. Носилова «Дедушка-вогул и его внуки
Практическое занятие №7 А. А. Кирпищикова «Как жили в Куморе».
Бытописательская манера повествования в повести
Практическое занятие №8 Жанр путевых очерков в русской литературе
19 века. Особенности стиля писателя
Практическое занятие №9 Судьба главного героя – Сергея
Александровича Привалова.

Практическое занятие №10 Образ трудового уральского народа
45-46 («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»).
Практическое занятие №11 Образ великой уральской реки – Чусовой.
Практическое занятие №12 «Уральские рассказы» Д.Н. Мамина 51-52 Сибиряка и «Записки охотника» И. С. Тургенева.
47-48

Практическое занятие №13 Василий Каменский – поэт-футурист.
Дружба с В. Маяковским, В. Хлебниковым
Практическое занятие №14 Поэмы как изображение мощи
59-60
национального характера
Практическое занятие №15 Образ национального героя Степана Разина
61-62
Стихи
Практическое занятие №16 Творчество А. П. Бондина. Писатели
63-64 горьковской школы.
57-58

65-66
73-74
75-76
77-78
81-82
83-84

Практическое занятие №17 Повести «Уходящее», «Матвей
Коренистов», «Связчики».
Практическое занятие №18 Фольклорные мотивы в сказах П. П. Бажова.
художественное новаторство книги «Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №18 Художественное новаторство книги
«Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №19 Цикл о мастерах в контексте мировой
литературы и мифологии
Практическое занятие №20 Литературная жизнь Урала в годы Великой
Отечественной войны
Практическое занятие №21 Гражданско-патриотическая лирика С.

Всего
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
29

Щипачёва, Н. Куштума, Мусы Джалиля .
Практическое занятие №22 Послевоенная поэзия: Л. Татьяничева Образ
85-86
Урала в лирических стихах.
87-88 Практическое занятие №23 Творчество К. Некрасовой.
89-90 Практическое занятие №24 Поэзия Урала в 1960–1980-е
Практическое занятие №25.Образ уральской природы в лирике поэтов.
91-92
Практическое занятие №26 Гражданская лирика: тема «малой родины»,
95-96 России, памяти, деревни и судьбы в стихах сборника «Венок маме».
Творчество Булата
Практическое занятие №27 Автобиографическая повесть Булата
99-100 Окуджавы «Будь здоров, школяр».
101-102
103-104
105-106
109-110
111-112
113-114
115-116
117-118
119-120
125-126
129-130

Практическое занятие №28 Собственное направление в авторской песне.
(разбор стихов).
Практическое занятие №29 . Анализ стихов Булата Окуджавы.
Практическое занятие № 30. Литературная проза Урала 60 – 80х годов.
Проза И. Акулова, А. Ромашова
Практическое занятие №31 Нравственная проблематика прозы Н.
Никонова.
Практическое занятие №32 Образ живой природы в поэме
Практическое занятие №33 Н .Никонов «След рыси» и повесть В. П.
Астафьева «Царь-рыба»
Практическое занятие №34 .Роль автора-рассказчика. Публицистичность
и лиризм повествования
Практическое занятие №35 Мустай Карим Этапы биографии и
творческого пути
Практическое занятие №36 Роль региональных журналов в развитии
уральской литературы
Практическое занятие №37 Тема материнского счастья и заботы
Практическое занятие №38Тема Родины, России в сборнике «Свеча
негасимая».

Практическое занятие №39 Жанры приключений и научной фантастики в
творчестве писателей Урала.
133-134 №140 П. П. Инфантьев. Утопия начала 20 века
Практическое занятие №41 С. В. Слепынин. «Звездные берега» 137-138
космическая фантастика, антиутопия конца 20 века
Практическое занятие №42 Творчество В. П. Крапивина .Организация
139-140
отряда «Бригантина».
Практическое занятие №43 Работа в журнале «Уральский следопыт».
141-142
131-132

145-146 Практическое занятие №44 Сказочно-фантастическое направление .
147-148 Практическое занятие №45 Современная проза Урала.
Практическое занятие №46 Образ современника в произведениях А. Л.
149-150
Иванченко.
Практическое занятие №47 О. А. Славникова («Стрекоза, увеличенная
153-154
до 2 размеров собаки», «Сёстры Черепановы»)
155-156 Практическое занятие №48 Современная поэзия Урала.
157-158 Практическое занятие №48 Современная поэзия Урала.
159-160 Практическое занятие №50 Творчество В. Кальпиди,

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
30

Практическое занятие №51 Деятельность авторов Свердловского рок163-164 клуба
Практическое занятие №52 Рок-поэзия. Д. Умецкий, И. Кормильцев и
группа «Наутилус Помпилиус»
167-168 Практическое занятие №53 Н. Полева и группа «Настя»
169-170 Практическое занятие №54 В. Шахрин, В. Бегунов и группа «Чайф».
Практическое занятие №55 Группы «Агата Кристи»,
171-172 «Смысловые галлюцинации»
165-166

175-176 Практическое занятие №56. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса
177-178 Практическое занятие №57 Драматургия Василия Сигарева
ИТОГО:

2
2
2
2
2
2
2
114 ч

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».