УПВ.02 Информатика

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных
работ, приказ Минобрнауки России № 178 от 13 марта 2018 г.; ФГОС СОО приказ №413
от 17 мая 2012 г.(изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.06.2017 г).,
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна, преподаватель информатики
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

2

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................................ 4
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ............................. 6
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» ................................. 6
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
................................................................................................................................................................. 10
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .................. 10
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УВП.02 ИНФОРМАТИКА ..................................................................... 18
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» ...................................................... 23
КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА» ............................................................................................................................. 25
ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................................... 28

3

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета
«Информатика» предназначена для изучения информатике при подготовке
квалифицированных
рабочих
по
профессии
08.01.07
Мастер
общестроительных работ в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующем образовательную программу среднего общего
образования
в
пределах
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общего
образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебного предмета «Информатика», в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259) и примерной программы
общеобразовательного
учебного
предмета
«Информатика»
для
профессиональных образовательных организаций, реализующих основную
профессиональную образовательную программу СПО на базе основного
общего образования с одновременным получением среднего общего
образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному
образованию. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Содержание
программы
общеобразовательной
учебного
предмета
«Информатика» направлено на достижение следующих целей:
•
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе,
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете;
• формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;
• формирование у обучающихся умений применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
• развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения, и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• приобретение обучающимися опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной, деятельности;
• приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной
деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание
ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных
систем, распространение и использование информации;
• владение информационной культурой, способностью анализировать и
оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных
технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
4

При освоении профессий СПО технического профиля профессионального
образования информатика изучается на углубленном уровне ФГОС среднего общего
образования, с учетом профессиональной направленности. В программу УПВ.02
«Информатика» включено содержание, направленное на формирование у обучающихся
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования; программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
1.1Общая характеристика общеобразовательного учебного предмета
«Информатика»
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Информатика»
предназначена для изучения информатики в профессиональных образовательных
организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях
протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о
методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые
информатикой,
рассматриваются
как
основа
создания
и
использования
информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой,
физикой,
химией,
биологией
курс
информатики
закладывает
основы
естественнонаучного мировоззрения.
При освоении профессий СПО технического профиля профессионального
образования информатика изучается углубленно учитывающая специфику осваиваемых
профессий на уровне ФГОС среднего общего образования. Это выражается в
содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических
занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Изучение информатики как углубленного общеобразовательного учебного
предмета, учитывающего специфику осваиваемых обучающимися профессий СПО,
обеспечивается:

выбором различных подходов к введению основных понятий;

формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное
осуществление выбранных целевых установок;

обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с
ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.
В основе учебного предмета «Информатика» лежит установка на формирование
у обучающихся системы базовых понятий информатики и представлений о современной
информационной картине мира, а также выработка умений применять ИКТ знания, как
в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) –
одного из наиболее значимых достижений современной цивилизации.
Изучение информатики предусматривает освоение учебного материала всеми
обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный
материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей
учебной деятельности и профессиональной направленности. Особое внимание при этом
уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего
формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к
комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
5

При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной
работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в
средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с
соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует
формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять
различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое
оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),
пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями,
практическими работами.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершении 4 семестра
в форме экзамена (Тест).
Программа содержит тематическое планирование, отражающее количество
часов, выделяемое на изучение УПВ.02 Информатика.
Программа общеобразовательного учебного предмета «Информатика» является
частью основной профессиональной образовательной программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.07 Мастер
общестроительных работ.
1.2 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебный предмет «Информатика»
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС учебный предмет «Информатика» входит в состав
учебных предметов по выбору, формируемых из обязательных предметных областей
ФГОС среднего общего образования, для профессии 08.01.07 Мастер
общестроительных работ.
1.3
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Освоение содержания УПВ.02 Информатика обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной
информатики в мировой индустрии информационных технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной
области, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по
решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием
современных электронных образовательных ресурсов;
6

− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной
деятельности, так и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных
информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять
средства, необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных
технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и
процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
− сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов
формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических
конструкций, умение анализировать алгоритмы;
− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
− владение способами представления, хранения и обработки данных на
компьютере;
− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом
языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка
программирования;

7

− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
прав доступа к глобальным информационным сервисам;
− применение на практике средств защиты информации от вредоносных
программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и
средствами коммуникаций в Интернете.
В соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07Мастер общестроительных работ
формируются общие компетенции
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В соответствии с ФГОС общего среднего образования формируются
универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД
Самоопределение
(мотивация
учения,
формирование
основ
гражданской
идентичности личности).
Смыслообразования(«какое
значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь
находить ответ на него).
Нравственно-этического
оценивания
(оценивание
усваиваемого
содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор).
8

Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели,
функций
участников,
способов
взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и
оценка
альтернативных
способов
разрешения
конфликта,
принятие
решения и его реализация).
Управление поведением партнёра

Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований
и критериев для
сравнения,
сериации,
классификации
объектов;
- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление
причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
самостоятельное
создание
способов
решения проблем творческого и поискового
характера.

9

точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра
умение
с
достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно).
Планирование
(определение
последовательности
промежуточных
целей с учётом конечного результата;
составление
плана
и
последовательности действий).
Прогнозирование
(предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном
с
целью
обнаружения
отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых
дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его
продукта).
Оценка (выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность
к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию – к
выбору в ситуации мотивационного
конфликта
и
к
преодолению
препятствий).

2. СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

УЧЕБНОГО

2.1 Количество часов на освоение программы учебного предмета
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Количество
часов
288
272
10
6

1.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития
технических средств и информационных ресурсов.
1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием
технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики
информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации,
правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
2.1. Подходы к понятию информации. Информационные объекты различных видов.
Алфавитный подход к измерению информации. Вероятностный подход к измерению
информации. Измерение информации. Универсальность дискретного (цифрового)
представления информации. Представление информации в различных системах
счисления. Представление информации в двоичной системе счисления.
2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера:
обработка информации.
2.2.1. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и
логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.
2.2.2. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием
компьютера. Переход от неформального описания к формальному.
1.2.3. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы
компьютера.
1.2.4. Компьютерные модели различных процессов.
Моделирование. Формализация Этапы разработки и исследования моделей на
компьютере Компьютерные модели различных процессов
2.3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров:
хранение, поиск и передача информации.
2.3.1. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых
носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив
информации.
3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. Архитектура компьютеров, основные характеристики, многообразие. Многообразие
внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения
компьютеров.
10

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его
использования для различных направлений профессиональной деятельности.
3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в
локальных компьютерных сетях.
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации,
антивирусная защита.
4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ОБЪЕКТОВ
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных
процессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем.
Технология обработки текстовой информации Текстовый процессор Использование
шаблонов документов Программы для верстки оригинал-макетов Технология обработки
графической информации Графика в профессии Гипертекст
4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка
числовых данных.
Компьютер как вычислитель Моделирование электронных таблиц Графическая
обработка статистических таблиц. Примеры моделирования в электронной таблице
4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения.
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий
из различных предметных областей.
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения,
мультимедийных средах.
Представление о программных средах компьютерной графики Представление о
презентациях. Представление о мультимедийных средах
4.1.5. Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования.
Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования
5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных
технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения,
провайдер.
5.1.1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые
сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации
условия поиска.
5.1.2. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
5.1.3. Методы создания и сопровождения сайта.
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной
деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.
5.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных
системах управления. Представление о робототехнических системах.

11

Примерные темы рефератов (докладов)
1.
Умный дом.
2.
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте
образовательной организации по профильным направлениям подготовки.
3.
Сортировка массива.
4.
Создание структуры базы данных библиотеки.
5.
Простейшая информационно-поисковая система.
6.
Конструирование программ.
7.
Создание структуры базы данных — классификатора.
8.
Простейшая информационно-поисковая система.
9.
Статистика труда.
10.
Графическое представление процесса.
11.
Проект теста по предметам.
12.
Создание структуры базы данных библиотеки.
13.
Тест по предметам.
14.
Простейшая информационно-поисковая система.
15.
Профилактика ПК.
16.
Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
17.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
18.
Мой рабочий стол на компьютере»
19.
Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
20.
Электронная библиотека.
21.
Мой рабочий стол на компьютере.
22.
Прайс-лист.
23.
Оргтехника и специальность.
24.
Мой рабочий стол на компьютере.
25.
Электронная библиотека.
26.
Оргтехника и специальность.
27.
Ярмарка профессий.
28.
Звуковая запись.
29.
Музыкальная открытка.
30.
Плакат-схема.
31.
Эскиз и чертеж (САПР).
32.
Реферат.
33.
Ярмарка специальностей.
34.
Реферат.
35.
Статистический отчет.
36.
Расчет заработной платы.
37.
Бухгалтерские программы.
38.
Диаграмма информационных составляющих.
39.
Электронная тетрадь.
40.
Журнальная статья.
41.
Вернисаж работ на компьютере.
42.
Электронная доска объявлений.
43.
Резюме: ищу работу.
44.
Защита информации.
45.
Личное информационное пространство.
46.
Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
47.
Резюме: ищу работу.
48.
Личное информационное пространство.
12

49.
50.
51.
52.

Дистанционный тест, экзамен.
Урок в дистанционном обучении.
Личное информационное пространство.
Резюме: ищу работу.

13

2.3.Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
Введение

Содержание обучения
Поиск сходства и различия протекания
информационных процессов у человека, в
биологических, технических и социальных
системах.
Классификация информационных процессов по
принятому основанию.
Выделение основных информационных
процессов в реальных системах
1.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Классификация информационных процессов по
принятому основанию.
Владение системой базовых знаний,
отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины
мира.
Исследование с помощью информационных
моделей структуры и поведения объекта в
соответствии с поставленной задачей.
Выявление проблем жизнедеятельности
человека в условиях информационной
цивилизации и оценка предлагаемых путей их
разрешения.
Использование ссылок и цитирования
источников информации.
Знание базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и
права.
Соблюдение принципов обеспечения
информационной безопасности, способов и
средств обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ
2.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
2.1. Представление и обработка
Оценка информации с позиций ее свойств
информации
(достоверности, объективности, полноты,
актуальности и т. п.).
Знание о дискретной форме представления
информации.
Знание способов кодирования и декодирования
информации.
Представление о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем
мире.
Владение компьютерными средствами
представления и анализа данных.
Умение отличать представление информации в
различных системах счисления.
14

Знание математических объектов
информатики.
Представление о математических объектах
информатики, в том числе о логических
формулах
2.2. Алгоритмизация и
Владение навыками алгоритмического
программирование
мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с
использованием таблиц.
Реализация технологии решения конкретной
задачи с помощью конкретного программного
средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на
этапы.
Определение по выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм
2.3. Компьютерное моделирование
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого
объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта,
субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта
существенных свойств с точки зрения целей
моделирования
2.4. Реализация основных
Оценка и организация информации, в том
информационных процессов с
числе получаемой из средств массовой
помощью компьютеров
информации, свидетельств очевидцев,
интервью.
Умение анализировать и сопоставлять
различные источники информации
3.
СРЕДСТВА
ИНФОРМАЦИОННЫХ
И
КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. Архитектура компьютеров
Умение анализировать компьютер с точки
зрения единства его аппаратных и
программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера
с точки зрения организации процедур ввода,
хранения, обработки, передачи, вывода
информации.
Умение определять средства, необходимые для
осуществления информационных процессов
при решении задач.
Умение анализировать интерфейс
программного средства с позиций исполнителя,
его среды функционирования, системы команд
15

и системы отказов.
Выделение
и
определение
назначения
элементов окна программы
Представление о типологии компьютерных
сетей.
Определение программного и аппаратного
обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав
доступа в сеть
Владение базовыми навыками и умениями по
соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения
при работе со средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и
работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера

3.2. Компьютерные сети

3.3. Безопасность, гигиена, эргономика,
ресурсосбережение. Защита
информации, антивирусная защита

4.
ТЕХНОЛОГИИ
ОБЪЕКТОВ

5.

СОЗДАНИЯ

И

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ

Представление о способах хранения и
простейшей обработке данных.
Владение основными сведениями о базах
данных и средствах доступа к ним; умение
работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств
представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической
информации с помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными
системами
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Представление о технических и программных
средствах телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети
Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их
роли в современном мире.
Определение ключевых слов, фраз для поиска
информации.
Умение использовать почтовые сервисы для
передачи информации.
Определение общих принципов разработки и
функционирования интернет-приложений.
Представление о способах создания и
сопровождения сайта.
Представление о возможностях сетевого
программного обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной
деятельности с использованием программных
16

инструментов поддержки управления
проектом.
Умение анализировать условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач

17

3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УВП.02 ИНФОРМАТИКА
№
занятия

Тема занятия

Введение
Раздел 1. Информационная деятельность человека
1-2
Основные этапы информационного развития общества
3-4
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств
5-6
и информационных ресурсов
7-8
Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их
9-10
предупреждения.
11-12
Сбор и передача информации. Поиск и хранения информации
13-14
Оптическое распознавания текста
15-16
Архивирование и сжатие информации
17-18
Архивирование и сжатие информации
Раздел 2. Информация и информационные процессы
19-20
Подходы к понятию информации
21-22
Информационные объекты различных видов
23-24
Алфавитный подход к измерению информации
25-26
Вероятностный подход к измерению информации.
27-28
Измерение информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
29-30
Измерение информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
31-32
Представление информации в различных системах счисления.
33-34
Представление информации в двоичной системе счисления.
35-36
Представление информации в двоичной системе счисления.
37-38
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации.
39-40
Принципы обработки информации при помощи компьютера
41-42
Способы описания алгоритмов
43-44
Алгоритмы

Обязател
ьная
аудиторн
ая
нагрузка

Уровен
ь
освоени
я

36
2
2

1-2
1-2

2

1-2

2

1-2

2

1-2

2
2
2
2
38
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

45-46
Арифметические и логические основы работы компьютера.
47-48
Элементная база компьютера.
49-50
Правила применения символов и выполнение схем
51-52
Этапы решения задач с использованием компьютера.
53-54
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
55-56
Переход от неформального описания к формальному.
Раздел 3.Средства информационных и коммуникационных технологий
57-58
Архитектура компьютеров, основные характеристики, многообразие
59-60
Архитектура компьютеров, основные характеристики, многообразие
61-62
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
63-64
Виды программного обеспечения компьютеров.
65-66
Процессор, системная плата. Определение основных характеристик
67-68
Процессор, системная плата. Определение основных характеристик
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для
69-70
различных направлений профессиональной деятельности.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для
71-72
различных направлений профессиональной деятельности.
73-74
Структура и виды компьютеров
75-76
Базовые компоненты компьютера
77-78
Внешние устройства, подключаемые к компьютеру.
79-80
Сетевые кабели и их характеристики
81-82
Объединение компьютеров в локальную сеть
83-84
Объединение компьютеров в локальную сеть
85-86
Комплекс профилактических мероприятий для компьютера.
87-88
Комплекс профилактических мероприятий для компьютера с помощью программ
89-90
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
91-92
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
93-94
Эксплуатационные требования к рабочему месту
95-96
Защита информации, антивирусная защита.
97-98
Защита информации, антивирусная защита.
99-100 Современные средства связи, обеспечиваю­щие информационное взаимодействие пользователей
101-102 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
103-104 Знакомства с программой Libre Office Cals
19

2
2
2
2
2
2
34
2
2
2
2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

2

1-2

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2-3
2-3
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

84
2

1-2

105-106
107-108
109-110
111-112
113-114
115-116
117-118
119-120
121-122
123-124
125-126
127-128
129-130
131-132
133-134
135-136
137-138
139-140
141-142
143-144
145-146
147-148
149-150
151-152
153-154
155-156
157-158
159-160
161-162
163-164
165-166
167-168
169-170
171-172

Создание таблиц с расчетами. Формирование таблиц
Создание таблиц сложных с расчетами. Абсолютные и относительные ссылки
Автозаполнение ячеек. Группировка данных. Промежуточные итоги
Макросы и их возможности по профессии
Знакомства с программой Libre Office Base
Создание баз данных по профессии
Поиск информации в базах данных
Составление запросов в базах данных. Создание SQL-запросов
Знакомства с программой Libre Office Writer
Автоматизация обработки текстового документа
Создание документа. Основы форматирования
Работа с макросами Работа с заголовками и оглавлением
Проектирование документа и его стили
Верстка страниц многострочного документа
Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Добавление функциональности, используя расширения
Компьютерная графика. Мультимедийная среда
Компьютерная графика. Мультимедийная среда
Создание и редактирования мультимедийных объектов
Знакомство с программами для работы обьемных объектов
Основные принципы работы с программой CorelDRAW
Знакомство с программой CorelDRAW
Создание графических объектов
Создание графических объектов
CorelDRAW создание объекта по профессии
CorelDRAW создание объекта по профессии
Перевод графических объектов в программу редактор 3d моделей
Современные средства связи, записи звука и изображений, рисунков и чертежей, оргтехники
Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования
Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования
Цифровая фотография и ксерография
Представление о презентациях. Представление о мультимедийных средах
Представление о презентациях. Представление о мультимедийных средах
20

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
2-3
2-3
2-3
2-3
1-2
1-2

173-174 Цифровая и мобильная мобильная связь
Раздел 5.Телекоммуникационные технологии
175-176 Основы сайтостроения
177-178 Основы сайтостроения
179-180 Язык гипертекстовой разметки HTML
181-182 Язык гипертекстовой разметки HTML
183-184 Язык гипертекстовой разметки HTML
184-186 Язык гипертекстовой разметки HTML
187-188 HTML создание личной страницы
189-190 HTML создание личной страницы
191-192 Проверка орфографии и грамматики
193-194 Защита проекта
195-196 Защита проекта
197-198 Коллективные сетевые сервисы в Интернете
199-200 Поисковая служба Интернет
201-202 Создание компьютерной публикаций
203-204 Графическое представление числовых данных по специальности
205-206 Математическая обработка числовых данных по специальности
207-208 Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации
209-210 Методы создания и сопровождения Видеоконференция.
211-212 Организация сетевого тестирования
213-214 Настройка видео веб - сессий
215-216 Настройка электронной почты
217-218 Создание резюме с помощью сайта для поиска работ
219-220 Браузер. Интернет - магазин
221-222 Интернет - библиотека
223-224 Интернет - словарь
225-226 Интернет-турагентством.
227-228 Интернет -СМИ
229-230 Создать рабочую станцию
231-232 Локальные компьютерные сети
233-234 Типы сетей
235-236 Топология сети
237-238 Технические средства коммуникации
21

2
92
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

239-240 Организация работы в сети
2
1-2
241-242 Сетевые протоколы
2
1-2
243-244 Облочный сервис Google
2
1-2
245-246 Работа в облочном сервисе - диск
2
1-2
247-248 Создание аккаунта в Google
2
1-2
249-250 Создание блогов с помощью Google
2
1-2
251-252 Геосервисы Google
2
1-2
253-254 Сервисы Google
2
1-2
255-256 Создание и работа в Google - документе
2
1-2
257-258 Создание и работа в Google - таблице
2
1-2
259-260 Создание и работа в Google - презентации
2
1-2
261-262 Знакомство с программой learningapps.org
2
1-2
263-264 Создание заданий по профессии в программе learningapps.org
2
1-2
265-266 Создание заданий по профессии в программе learningapps.org
2
1-2
267-268 Создание заданий по профессии в программе learningapps.org
2
1
269-270 Защита проекта по профессии
2
1
271-272 Защита проекта по профессии
2
1
Итого
272
1 уровень - Ознакомительный (закрепление и систематизация знаний)
Фиксация основного содержания по дополнительной информации, обозначение выводов по полученной информации (что узнал
нового, новое отношение).
2 уровень – Репродуктивный (овладение новыми знаниями)
Воспроизведение, объяснение, демонстрация изученного со сравнительным анализом объектов, явлений, с выводами, аргументацией,
с вычленением главных и второстепенных признаков. Этот уровень предполагает выполнение работ: сообщение, реферат, эссе.
3 уровень – Продуктивный (исследование).

22

4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Освоение программы учебного предмета Информатика предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный
доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне-учебной деятельности
обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой.
Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено
типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебного предмета Информатика входят:
•компьютеры учащихся (рабочие станции) рабочее место педагога с модемом,
многофункциональный комплекс преподавателя;
•программное обеспечение для компьютеров на рабочих местах с системным
программным обеспечением
•технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD
ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная
сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на
рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат,
гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
•наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего
места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных
сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые
инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры,
используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование,
формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы
счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции»,
«Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в
области информатики и информационных технологии и др.);
•компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для
операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами
программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы
учебного предмета «Информатика»;
•печатные и экранно-звуковые средства обучения;
•расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата,
диск для записи (CD-R или CD-RW);
•учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
•модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в
компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных
устройств ИКТ»;
•вспомогательное оборудование;
•комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
•библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного предмета Информатика, рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
23

реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен электронными образовательными
ресурсами: электронными энциклопедиями, словарями, справочниками по информатике,
электронными книгами научной и научно-популярной тематики и др.
В процессе освоения программы учебного предмета Информатика студенты должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам,
тестам, материалам ЕГЭ и др.)

24

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Образовательное учреждение ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующее подготовку по УВП.02 «Информатика», обеспечивает организацию
и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых
обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы контроля по
учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и
доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств
(ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по
разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется
отметка и уровень освоения учебного предмета.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Раздел, тема

Знать, уметь

Введение

Поиск сходства и различия
протекания информационных
процессов у человека, в
биологических, технических и
социальных системах.
Классификация
информационных процессов
по принятому основанию.
Выделение
основных
информационных процессов в
реальных системах Техника
безопасности при работе с
ВТ.
Классификация
информационных процессов
по принятому основанию.
Владение системой базовых
знаний, отражающих вклад
информатики в формирование
современной
научной

Информационная
деятельность человека

25

Формируемые
Компетенции,
УУД
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
УУД
ОК 1-ОК 11

Контроль,
формы,
методы
Вводный
контроль
текущий
контроль

Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
УУД
ОК 1-ОК 11

Практическая
работа № 1.11.8
(выполнение
заданий по
инструкции,
отчет).

картины мира. Исследование
с помощью информационных
моделей
структуры
и
поведения
объекта
в
соответствии с поставленной
задачей. Выявление проблем
жизнедеятельности человека в
условиях
информационной
цивилизации
и
оценка
предлагаемых
путей
их
разрешения.
Использование
ссылок
и
цитирования
источников
информации. Знание базовых
принципов организации и
функционирования
компьютерных сетей.
Владение
нормами
информационной этики и
права.
Соблюдение
принципов
обеспечения
информационной
безопасности, способов и
средств
обеспечения
надежного
функционирования
средств
ИКТ
Средства
Умение
анализировать
информационных
и компьютер с точки зрения
коммуникационных
единства его аппаратных и
технологий
программных средств.
Умение
анализировать
устройства компьютера с
точки зрения организации
процедур ввода, хранения,
обработки, передачи, вывода
информации.
Умение определять средства,
необходимые
для
осуществления
информационных процессов при
решении задач.
Умение
анализировать
интерфейс
программного
средства
с
позиций
исполнителя,
его
среды
функционирования, системы
команд и системы отказов.
Технологии создания и Умение
работать
с
преобразования
библиотеками
программ.
информационных
Опыт
использования
26

Критерии
оценивания
практических
работ.
КОС по
контрольной
работе.

Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
УУД
ОК 1-ОК 11

Тематическое
тестирование
(письменная
форма)
Практическое
занятие №3.1
– 3.10
(Выполнение
заданий
на
закрепление
знаний
и
умений,
расширение
знаний.
Письменная
форма)

Познавательные
Тематическое
Коммуникативные тестирование
Регулятивные
(письменная

объектов

компьютерных
средств УУД
представления и анализа ОК 1-ОК 11
данных.
Осуществление
обработки
статистической информации с
помощью компьютера.
Пользование базами данных и
справочными системами

Телекоммуникационные Представление о способах
технологии
создания и сопровождения
сайта.
Представление
о
возможностях
сетевого
программного обеспечения.
Планирование
индивидуальной
и
коллективной деятельности с
использованием программных
инструментов
поддержки
управления проектом.
Умение
анализировать
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения
типовых задач

27

Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
УУД
ОК 1-ОК 11

форма)
Практическое
занятие
№
4.1 – 4.32
(Выполнение
заданий
на
закрепление
знаний
и
умений,
расширение
знаний.
Письменная
форма)
Тематическое
тестирование
(письменная
форма)
Практическое
занятие
№
5.1-5.20
(Выполнение
заданий
на
закрепление
знаний
и
умений,
расширение
знаний.
Письменная
форма)

ЛИТЕРАТУРА
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНЫХ
ИЗДАНИЙ,
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Для студентов
1.
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ:
Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического
профилей: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.
Цветковой. — М., 2017
2.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для
студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2016
3.
Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих:
учеб.издание. — М., 2017.
4.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.
А.Залогова — М., 2018.
5.
Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств
вычислительной техники: учеб.пособие. — М., 2020.
6.
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки
к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2019.
7.
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная
безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2018.
8.
Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы:
учеб.пособие. — М., 2011.
9.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2019.
10.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы
алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2016.
11.
Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач.
Элективный курс: учеб.пособие. — М.: 2020
12.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2019.
13.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для
профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2019.
14.
Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное
проектирование: учеб.пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы
АДЕМ. — М., 2019.
Интернет-ресурсы
1.
www.fcior.edu.ru(Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых
образовательных
ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses(Открытые
интернет-курсы
«Интуит» по курсу «Информатика»).
2.
www.lms.iite.unesco.org(Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по
информационным технологиям).
3.
http://ru.iite.unesco.org/publications(Открытая электронная библиотека «ИИТО
ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
4.
www.megabook.ru(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука /
Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
5.
www.ict.edu.ru(портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании»).
6.
www.digital-edu.ru(Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового
образования»).
7.
www.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Российской Федерации).
8.
www.freeschool.altlinux.ru(портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks(учебники и пособия по Linux практика»).
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».