ДУП.01 Основы проектной деятельности

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований ФГОС
среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебного предмета «Основы проектной деятельности», в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая
программа
выполнена
на
основании
примерной
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Основы
проектной
деятельности»
для
профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для
реализации основной профессиональной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г.).
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Конева Ирина Валерьевна, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт программы учебного предмета ДУП.01 Основы проектной деятельности ............... 4
1.1 Область применения программы ............................................................................................ 4
1.2 Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы4
1.3 Цели и задачи учебного предмета .......................................................................................... 5
1.4 Количество часов на освоение учебного предмета ............................................................... 5
2 Структура и содержание учебного предмета ............................................................................... 8
2.1 Объем учебного предмета и виды учебной работы .............................................................. 8
2.2 Учебный тематический план и содержание учебного дпредмета ДУП.01 Основы
проектной деятельности ................................................................................................................ 8
3 Условия реализации программы учебного предмета ................................................................ 10
3.1 Материально-техническое обеспечение .............................................................................. 10
3.2 Информационное обеспечение обучения ........................................................................... .10
4 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета ................................................. 11

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУП.01 ОСНОВЫ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 "Мастер
общестроительных работ"
В предмете «Основы проектной деятельности» используются технология
исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые позволяют
научить обучающихся анализировать получаемые знания, сделать их более практикоориентированными. Данный курс учитывает профессиональную направленность и является
пропедевтическим для выполнения ВКР.
Содержание программы учебного предмета «Основы проектной деятельности»
направлено на достижение следующих целей:
 развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством
освоения ими методов научного познания и умений учебноисследовательской и проектной деятельности;
 формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
 развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих
способностей;
 развитие навыков самостоятельной научной работы;
 совершенствование умения следовать требованиям к представлению и
оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними
выполнять работу;
 формирование культуры работы с используемыми материалами;
 дальнейшее развитие аргументации и культуры рассуждения;
 умение представлять и защищать свою работу;
 владение основами методологии исследовательской и проектной
деятельности;
 знание структуры и правила оформления исследовательской и проектной
работы;
 владение формулировки
темы проектной работы, доказывать ее
актуальность;
 владение умением составлять индивидуальный план проектной работы;
 умение выделять объект и предмет проектной работы;
 умение определять цель и задачи проектной работы;
 умение работать с различными источниками, грамотно их цитировать,
оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический
список по проблеме;
 определение и применение на практике методов исследовательской
деятельности, адекватные задачам исследования;
 грамотное оформление теоретических и экспериментальных результатов
проектной работы;
 владение рецензированием чужой проектной работы.

4

1.2 Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы проектной деятельности»
относится к дополнительным дисциплинам общеобразовательного учебного цикла и
принадлежит к дополнительной предметной области ФГОС СОО.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском
образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностноориентированного образования и индивидуального подхода к каждому обучающемуся,
сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом
и метод индивидуальных проектов в частности.
Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в
активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном
гражданине общества.
Отличительная особенность курса состоит в том, что дисциплина «Основы
проектной деятельности» представляет собой индивидуальный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, что обеспечивает
приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении
приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также
развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной
деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой,
иной). В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть,
сформулировать и решить проблему.
Индивидуальный проект является логическим завершением проектной системы и,
одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни
человека. Перед каждым обучающимся стоит задача продемонстрировать уже не
отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года под
руководством преподавателя по выбранной теме, в рамках учебного времени, специально
отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные
технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые
технологии, творческие проекты).
Обучающиеся должны владеть понятиями: проблема, цель, задачи, анализ,
эксперимент, библиография, курсовой проект, дипломный проект, гипотеза исследования,
моделирование, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия,
теория, факт, эксперимент.
Все виды работ подразделяются на лекционные занятия и практические работы и
самостоятельное изучение. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных
работах проблемного характера. В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения
курса проводится семинар с представлением и защитой исследовательского проекта.
Изучение
дисциплины
завершается
подведением
итогов
в
форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе
5

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППССЗ) и при подготовке квалифицированных рабочих и служащих
(ППКРС).
Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы проектной деятельности»
на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
целей:
в направлении личностного развития
− формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения;
− развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности
мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для
продолжения образования и самообразования;
− воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
− формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
− развитие интереса к творчеству;
в метапредметном направлении
− развитие целеполагания и планирования;
− выделение и формулирование познавательной цели;
− поиск и выделение необходимой информации;
− применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
− умение структурировать знания;
− умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
формах;
− выбор наиболее эффективных способов решения задач;
− извлечение необходимой информации;
− планирование сотрудничества в поиске и сборе информации;
− владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами языка.
− формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой
познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
− отработка навыков научно-исследовательской, аналитической и проектной работы;
− выделение основных этапов создания проекта;
− представления о научных методах, используемых при создании проекта;
− изучение способов анализа и обобщения полученной информации;
− получение представления об обще логических методах и научных подходах;
− получение представления о процедуре защиты индивидуального проекта.
Задачами курса являются:
− овладение познавательными интересами;
− развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей;
− формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и
самоопределению в информационном обществе;
− способность осознания целей проектной деятельности;
− умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих)
качеств;
− интеллектуальное развитие;
− формирование качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе

6

Данная рабочая программа способствует формированию общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.4 Количество часов на освоение учебного предмета
Объем образовательной программы 58часов,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов,
консультаций 22 часа.

7

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1 Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
лекций
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество
часов
58
36
20
16
22

2.2 Учебный тематический план и содержание учебного предмета ДУП. 01. Основы проектной деятельности

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся (если
предусмотрены)
1
Введение

2
Содержание учебного материала
2 Проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося
В том числе практических занятий
4 Практическое занятие 1: Проектирование в профессиональной деятельности
Раздел 1. История развития и становления проектной деятельности как научной дисциплины
Тема 1.Проектная
Содержание учебного материала
деятельность
в 6 Зарождение и появление проектной деятельности ,методы проекта
зарубежной
и В том числе практических занятий
отечественной
Практическое занятие 2: Заполнить таблицу методы проекта в зарубежной и отечественной
8
науки
педагогике
Содержание учебного материала
Тема 2. Требования
10 особенности и структура проекта. Виды проектов: реферативный, практический и опытнок подготовке
проекта
экспериментальный
12 Требования к содержанию и направленности проекта. Планирование проекта. Этапы проекта.
В том числе практических занятий
14 Практическое занятие 3: Особенности работы над проектом

Коли
честв
о
часов
3
4
2
2
2
12
4
2
2
2

Уровень
освоения
4
1-2
2
2

2
2

8
2
2

2

4
2

2-3

Практическое занятие 4:Этапы проекта. Визитная карточка проекта
Раздел 2. Этапы работы над индивидуальным проектом
Тема 3.
Содержание учебного материала
Подготовительные 18 Выбор направления проектирования. Критерии оценки проекта
работы
Выбор темы. Требования к выбору и формулировке темы. Определение степени значимости
20
темы проекта.
В том числе практических занятий
22 Практическое занятие 5: Формулирвка темы, определение типа проекта
Тема 4.
Содержание учебного материала
24
работа
над
План и структура проекта. Выполнение проекта
учебным проектом: В том числе практических занятий
разработка
и 26 Практическое занятие 6: Формулировка актуальности, целей и задач проекта
планирование
28 Практическое занятие 7: Работа над собственным проектом
проекта
Раздел 3. Подготовка к публичной защите проекта
Тема 5.
Содержание учебного материала
Общие требования 29 Оформление пояснительной записки. Презентация проекта. Публичная защита
к оформлению и В том числе практических занятий
защите проекта
30 Практическое занятие 8: Составление письменного отчета
31 Составление письменного отчета
32 Практическое занятие 9: Презентация проекта. Оформление слайдов в программе PowerPoint
33 Презентация проекта. Оформление слайдов в программе PowerPoint
34 Практическое занятие10: Составление защитного слова
35 Составление защитного слова
36 Дифференцированный зачет
Всего:
16

9

2
12
6
2

2-3

2

2

2
2
6
2
4
2
2
8
8
1
6
1
1
1
1
1
1
1
36

2

2
2
2
2

2-3
2-3
2-3
2-3
2-3

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
доска учебная;
компьютеризированное рабочее место преподавателя;
оборудование для просмотра слайд-презентаций;
столы, стулья для обучающихся на 25 человек;
шкафы для хранения дидактического материала;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы:
Основные источники:
1.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:
АРКТИ, 2016.
2.
Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской
деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.В. Бережнова,
В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
3.
Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Научно-исследовательская работа студента:
Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной
квалификационной работы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/
Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр
«Академия», 2018.
4.
Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов:
учеб.-метод. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. –
М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Дополнительные источники:
1.
Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся
основной школы разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В.Носовой. – Киров: Кировский ИПК и
ПРО,
2011
2.
Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над
проектами. Ярославль: Академия развития, 2008. -торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2011.
3.
Научно - методический журнал «Исследовательская работа школьников»,
Издательский дом «Народное образование» №1 2010 с.54. Михеева С.В. Становление
субъектной позиции младшего школьника в проектно-исследовательской деятельности
4.
«Школьный психолог», № 14. 2006. с.2 Издательский дом «Первое сентября».
Михеева С.В. Поисково-исследовательская экспедиция в школе.
Интернет-ресурсы:
http://eor.edu.ru, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.stepanenkova.ru, Язык и стиль научной работы

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля
по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и
доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств
(ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для
определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных
достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
В
контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся применяется
промежуточный контроль:
−

самостоятельные работы на 15 - 20 минут по каждой теме предмета для
осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся, в качестве
дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки;

−

зачеты по теоретической части для проверки теоретических заданий по данной теме;

−

тематические тесты для проверки усвоения теоретических знаний по теме, путем
применения тестовых заданий в различных формах: задания с готовыми ответами,
задания со свободным кратким ответом, задания на дополнение высказывания.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной
шкалой (таблица).
Качественная оценка индивидуальных образовательных
Процент результативности
достижений
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80÷89
70÷79
менее 70

балл (отметка)
5
4
3
2

вербальный аналог
отлично
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».