ОУП.01 Русский язык

Рабоча

43.01.09 Повар, кондитер, приказ Минобрнауки России № 1569 от 09 декабря 2016 г.; ФГОС
СОО приказ N 413 от 17 мая 2012 г. (изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от
29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з).

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Быкова Ольга Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

2

Содержание
1 Пояснительная записка ................................................................................................................... 1
1.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
.............................................................................................................................................................. 5
1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане ...................................................................... 6
1.3 Результаты освоения учебной дисциплины........................................................................... 6
2 Содержание учебной дисциплины .............................................................................................. 10
2.1Количество часов на освоение программы учебной дисциплины ..................................... 16
2.2 Тематическое планирование ................................................................................................. 17
3 Характеристика основных видов деятельности обучающихся ............................................ 22
4 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» .......................................................... 26
5 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................ 28

3

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Русский
язык» предназначена для изучения русского языка в ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум», реализующем образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих, должностей служащих.
Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины « Русский язык» для профессиональных
образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ
«ФИРО»), разработанной для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 года,
регистрационный номер рецензии «381 от 23 июля 2015 года ФГАУ «ФИРО»; с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1569.
Содержание рабочей программы « Русский язык» направлено на достижение
следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:
языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных,
стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой,
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной,
культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы
в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к
трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков
самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).

4

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их
абстрактное
мышление,
память
и
воображение,
формирует
навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский
язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что
возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В образовательном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций
взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по
овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием,
чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в
процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в
соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно
отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой
ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее
содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания
разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование
языковой
и
лингвистической
(языковедческой)
компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования
умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
При
изучении
русского
языка
в
ГБПОУ
СО
«Сухоложский
многопрофильный техникум» решаются задачи, связанные с формированием
общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины обеспечивает
более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание
уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления
языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая
направленность содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык
и речь», «Функциональные стили» и др., в увеличении доли самостоятельной
работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и
защиты рефератов, индивидуальных проектов).
При изучении русского языка у обучающихся формируются умения и навыки
анализа коммуникативных характеристик речи. С этих позиций большое значение
придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с
речевой
ситуацией
и
коммуникативной
целесообразностью,
подробно
рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия,
5

роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительновыразительные средства языка и др.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех
дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые
обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины
ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития
обучающихся, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих
языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих
явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые
отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются
условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского
языка.
Использование
электронных
образовательных
ресурсов
позволяет
разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает
творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного
материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» расписан
материал, который рассматривается при изучении русского языка.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и
литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме комплексного
экзамена по русскому языку и литературе в рамках промежуточной аттестации
обучающихся в процессе освоения программы подготовки квалифицированных
рабочих и служащих (ППКРС).
1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина ОУфП.01 «Русский язык» является частью учебного
предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области
«Филология» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина « Русский язык» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Русский язык и литература.
Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для профессий СПО.
1.3 Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других
народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
6

 способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
 владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
 владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном
уровне;
 применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
 готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
 умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
 сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
 сформированность
умений
создавать
устные
и
письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
 сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
 сформированность
умений
учитывать
исторический,
историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
 владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания;
7

 сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
В процессе освоения учебной дисциплины « Русский язык» обучающийся
должен овладеть универсальными учебными действиями, общими компетенциями.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
Планирование (определение цели,
формирование основ гражданской
функций участников, способов
идентичности личности).
взаимодействия).
Смыслообразования («какое значение, смысл Постановка вопросов (инициативное
имеет для меня учение», и уметь находить
сотрудничество в поиске и сборе
ответ на него).
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
Нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания, исходя идентификация проблемы, поиск и оценка
из социальных и личностных ценностей,
альтернативных способов разрешения
обеспечивающее личностный моральный
конфликта, принятие решения и его
выбор).
реализация).
Управление поведением партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
задачи на основе соотнесения того, что уже
- поиск и выделение информации;
известно и усвоено учащимися, и того, что
- знаково-символические
ещё неизвестно).
- моделирование
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей
Логические
- анализ с целью выделения признаков
с учётом конечного результата;
(существенных, несущественных)
составление плана и последовательности
- синтез как составление целого из частей,
действий).
восполняя недостающие компоненты;
Прогнозирование (предвосхищение
- выбор оснований и критериев для сравнения, результата и уровня усвоения, его
сериации, классификации объектов;
временных характеристик).
- подведение под понятие, выведение
Контроль (в форме сличения способа
следствий;
действия и его результата с заданным
-установление причинно-следственных связей; эталоном с целью обнаружения отклонений
- построение логической цепи рассуждений;
и отличий от эталона)
- доказательство;
Коррекция (внесение необходимых
- выдвижение гипотез и их обоснование.
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
реального действия и его продукта).
- самостоятельное создание способов решения Оценка (выделение и осознание
проблем творческого и поискового характера.
учащимися того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий).

8

Выпускник должен
способность:

обладать

общими

компетенциями,

включающими

в

себя

ОК01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

9

2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессии
СПО.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и
анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный
стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического
стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения
публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое
целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац
как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение
типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение
видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение
буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в
стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение
гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

10

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы
ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание
и/ы после приставок.
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского
языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики
3. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная
лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи
(жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и
поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в
речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико- фразеологический
разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи,
выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер
употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова.
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе
на лингвистическую тему.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об
этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных
стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- /
пре-. Правописание сложных слов.

11

Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с
морфемами-синонимами.
Распределение
слов
по
словообразовательным
гнездам,
восстановление
словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов,
слов одной структуры.
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания
внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род,
число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний
имен
существительных.
Правописание
сложных
существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени
прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое
и других с существительными разного рода.
Местоимение.
Значение
местоимения.
Лексико-грамматические
разряды
местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в
тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного
времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности
и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных
причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с
причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки
препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор
деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения
предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
12

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака
действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории
состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в
течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато
от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с
разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в
речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии:
грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма
морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и
синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи
обучающихся.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование
способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. Составление
словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной
словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
6. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное
синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.
Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные
предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и
роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных
13

сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи
предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени
и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и
двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях
речи. Использование неполных предложений в речи.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика
ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.
Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как
изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль
обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование
вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи
как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с
различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях
речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика
простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные
союзные и бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена пря- мой
речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических
понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной
системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности
употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

14

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
Упражнения
по
синтаксической
синонимии:
двусоставное/односоставное
предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /
сложноподчиненное
предложение
с
придаточными
определительными
и
обстоятельственными и др.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по
схемам.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
 Русский язык среди других языков мира.
 Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
 Языковой портрет современника.
 Молодежный сленг и жаргон.
 Деятельность М. В. Ломоносова в развитии и популяризации русского
литературного языка.
 А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
 Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
 Формы существования национального русского языка: русский литературный
язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
 Язык и культура.
 Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
устной речи.
 Вопросы экологии русского языка.
 Виды делового общения, их языковые особенности.
 Языковые особенности научного стиля речи.
 Особенности художественного стиля.
 Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
 Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
 СМИ и культура речи.
 Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их
применения.
 Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики
в произведениях художественной литературы.
 Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
 Русское письмо и его эволюция.
 Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
 Антонимы и их роль в речи.
 Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации
речи.
 Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
 Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
 В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
 Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
15

 Исторические изменения в структуре слова.
 Учение о частях речи в русской грамматике.
 Грамматические нормы русского языка.
 Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале
произведений художественной литературы).
 Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере
лирики русских поэтов).
 Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
 Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
 Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
употребление.
 Слова-омонимы в морфологии русского языка.
 Роль словосочетания в построении предложения.
 Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и
семантики.
 Синтаксическая роль инфинитива.
 Предложения с однородными членами и их функции в речи.
 Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
 Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
 Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
 Синонимика простых предложений.
 Синонимика сложных предложений.
 Использование сложных предложений в речи.
 Способы введения чужой речи в текст.
 Русская пунктуация и ее назначение.
 Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
2.1 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык
и литература. Русский язык» в пределах освоения программы подготовки
квалифицированных рабочих профессионального образования учебная
нагрузка обучающихся составляет:
Вид учебной
работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена по
русскому языку и литературе
Консультации

Количество
часов
116
32
84
6
6

16

2.2 Тематическое планирование
№
заняти
я

Содержание курса

Всего
часов

В том числе
практически
х занятий

Уровен
ь
освоен
ия

Практическое занятие №1
Введение. Современный русский язык как наука и анализ методов языкового
исследования. Лингвистический анализ.
1-2

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Функциональные стили речи. Научный,
3-4
официально-деловой, разговорный стили.
Практическое занятие №2
5-6
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
Практическое занятие №3
7-8
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры
текста
Практическое занятие №4
9-10 Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение
видов переработки текста.
Публицистический и художественный стили. Основные жанры стилей,
11-12
использование изобразительно-выразительных средств и др.
Практическое занятие №5
13-14
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое
15-16
целое.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).
17-18
Абзац как средство смыслового членения текста.

2

18

1

10

2
2
2

2

1
2
2

2

2
2

Осваиваемы
е элементы
компетенци
й
ОК
01,02,05,
06
УУД
(личностн
ые,регул.ят
ивные)

2
2

2
2

2

3

2

2

2

2

ОК
02,04,05,
06,10
УУД
(личностны
е,регулятив
ные,
познаватель
ные,коммун
икативные)

17

Практическое занятие №6
Составление связного высказывания на заданную тему в том числе на
лингвистическую.
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение
21-22
буквы и звука. Фонетическая фраза.
Практическое занятие №7
23-24 Закономерности функционирования фонетической системы русского языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление
25-26 буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц, приставок на з- / с, и/ы после
приставок.
Практическое занятие №8
27- 28 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Практическое занятие №9
29-30 Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над
выразительными средствами фонетики.
Раздел 3.Лексика и фразеология
31-32 Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
Практическое занятие №10
33-34 Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц выведение алгоритма лексического анализа.
Лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Профессионализмы.
35-36 Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас.
Фразеологизмы.
Практическое занятие №11
37-38 Лексические единицы в собственной речи, выработка навыка составления текстов с
лексемами различных сфер употребления.
Практическое занятие №12
39-40
Лексический и фразеологический анализ слова.
Практическое занятие №13
41-42 Подбор текстов с изучаемым языковым явлением Наблюдение над изобразительновыразительными средствами лексики.
19-20

2

2

10

6

3

2
2

ОК
02,04,05,
06
УУД
(личност
ные,регу
лятивны
е,
познават
ельные,к
оммуник
ативные)

2

2

2

2

2

2

14
2

10

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ОК
02,03,04,
06,07,08
УУД
(личностны
е,регулятив
ные,
познаватель
ные,коммун
икативные)

18

Практическое занятие №14
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем на
лингвистическую тему.
Раздел 4. Морфемика, словообразование
45-46 Понятие морфемы как значимой части речи. Синонимия и антонимия морфем.
Практическое занятие №15
47-48 Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с
морфемами-синонимами.
Практическое занятие №16
49-50
Словообразовательные гнезда, цепочки, модели и способы словообразования.
Практическое занятие №17
51-52 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Практическое занятие №18
53-54
Составление текстов с использованием однокоренных слов, свободной структуры.
Практическое занятие №19
55-56
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слов.
Раздел 5. Морфология и орфография
Грамматико-грамматические разряды имен существительных, прилагательных,
57-58
числительных, местоимений, глаголов.
Практическое занятие №20
59-60 Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии:
грамматические категории и значения.
Практическое занятие №21
61-62
Выведение алгоритма морфологического разбора.
Практическое занятие №22
63-64 Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в
тексте.
Наречие. Степени сравнения. Слова категории состояния. Отличие слов категории
65-66
состояния от слов – омонимов.
Практическое занятие №23
67-68
Анализ морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.
Предлог, союз, частица, междометие как части речи. Правописание их.
69-70
Употребление их в речи.
43-44

2

2

3

12
2

10

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

28

22

1

2

1

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2
2
2

ОК
01,02,03,
04,06,07,
08,10
УУД
(личностны
е,регулятив
ные,
познаватель
ные,коммун
икативные)

2
2

2

ОК
01,020,3,
04,050,6,
07,08,09,
10,11
УУД
(личностны
е,регулятив
ные,
познаватель
ные,коммун
икативные)

3
19

Практическое занятие №24 Сопоставление лексического и грамматического
значения слов.
Практическое занятие №25 Выявление нормы употребления сходных
73-74
грамматических форм в письменной речи.
Практическое занятие №26 Образование слов и форм слов разных частей речи с
75-76
помощью различных словообразовательных моделей и способов.
Практическое занятие №27
77-78 Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в
тексте.
Практическое занятие №28 Использование способа разграничения слов-омонимов
79-80
разных частей речи.
Практическое занятие №29Составление словосочетаний, предложений, текстов
81-82
различных типов и стилей речи с нужными словоформами.
Практическое занятие №30 Наблюдение над правилами орфографии и пунктуации и
83-84
подбор текстов с ними.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация
85-86 Основные единицы синтаксиса. Основные выразительные средства синтаксиса.
Практическое занятие №31
87-88 Синтаксические понятия. Синтаксический уровень современного русского языка,
тенденции развития.
Практическое занятие №32
89-90 Признаки словосочетания. Особенности употребления. Синонимия
словосочетаний.
Практическое занятие №33
91-92
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения.
Практическое занятие №34
93-94 Использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного
предложения.
Односоставные и неполные предложения. Синонимия односоставных
95-96
предложений. Осложнённое простое предложение.
Практическое занятие №35 Анализ роли разных типов простых и сложных
97-98
предложений в текстообразовании.
99-100 Практическое занятие №36 Сопоставление устной и письменной речи.
101-102 Знаки препинания в сложных предложениях. Способы передачи чужой речи. Знаки
71-72

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

30
2

24

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

3
1

ОК
01,02,03,
04,05,06,
07,08,09,
10,11
УУД
(личностны
е,регулятив
ные,
познаватель
ные,коммун
икативные)

20

103-104
105-106
107-108
109-110
111-112
113-114
115-116

препинания при цитатах и диалоге.
Практическое занятие №37 Упражнения по синтаксической синонимии:
двусоставное/односоставное предложение.
Практическое занятие №38 Упражнения по синтаксической синонимии:
предложение с обособленными членами. Сложноподчиненное предложение.
Практическое занятие №39 Анализ ошибок и недочетов в построении простого
(сложного) предложения.
Практическое занятие №40 Составление схем простых и сложных предложений и
составление предложений по схемам.
Практическое занятие №41 Составление связного высказывания с использованием
предложений определенной структуры на лингвистическую тему.
Практическое занятие №42 Применение синтаксического и пунктуационного
разбора простого предложения.
Подготовка к экзаменационной работе
ИТОГО: 116 (32 ауд.ч. + 84 пр.ч.)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

Уровни освоения:
1.
2.
3.

Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или по руководство).
Продуктивный (планирование. Самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

21

3
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание
Введение

Язык и речь.
Функциональные
стили речи

ОСНОВНЫХ

ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
 извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о
языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
 характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры
и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и
поговорки о русском языке;
 составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной
или письменной форме;
 приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
 определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в
жизни общества;
 вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор
текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
 преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского
языка в жизни человека.
 выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип
речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
 вычитывать разные виды информации;
 характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
 выполнять лингвостилистический анализ текста; определять
авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по
проблеме текста;
 характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,
указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
 составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной
форме на основе проанализированных текстов; определять
эмоциональный настрой текста;
 анализировать речь с точки зрения правильности, точности,
выразительности, уместности употребления языковых средств;
 подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных
произведений;
 оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным задачам и нормам современного русского
литературного языка;
 исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
 анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым
этикетом отдельных народов России и мира;
 различать
тексты
разных
функциональных
стилей
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на
уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических
конструкций);
22

Фонетика,
орфоэпия,
графика,
орфография

Лексикология
фразеология

и

Морфемика,
словообразование
орфография

 анализировать тексты разных жанров научного (учебно - научного),
публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
 создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров
и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе;
расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
 подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;
осуществлять информационную переработку текста, создавать
вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план,
тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)
 Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин
формацию по изучаемой теме из таблиц, схему учебника;
 извлекать
необходимую
информацию
из
мультимедийных
орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных
видах деятельности;
 строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по
которым следует ориентироваться в конкретном случае;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т. д.;
 извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики
(звукопись)
 Аргументировать различие лексического и грамматического значения
слова; опознавать основные выразительные средства лексики и
фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать
их;
 объяснять особенности употребления лексических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую
информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в
том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности;
 познавать основные виды тропов, построенных на переносном
значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)
 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста;
 проводить морфемный, словообразовательный, этимологический,
орфографический анализ;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника;
 характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную
связь однокоренных слов;
 опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
 извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;
 использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова
23

Морфология
орфография

Синтаксис
и пунктуация

и

 опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
 проводить морфологический, орфографический, пунктуационный
анализ;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной
работы;
 определять круг орфографических и пунктуационных правил, по
которым следует ориентироваться в конкретном случае;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из
художественных текстов изучаемых произведений;
 составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в
устной или письменной форме; анализировать текст с целью
обнаружения
изученных
понятий
(категорий),
орфограмм,
пунктограмм;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма; определять роль слов разных частей речи в
текстообразовании
 опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли,
проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный,
словообразовательный,
этимологический,
морфологический,
синтаксический, орфографический, пунктуационный);
 комментировать ответы товарищей;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной
работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил,
по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий
(категорий),орфограмм, пунктограмм;
 составлять
синтаксические
конструкции
(словосочетания,
предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая
основные синтаксические нормы;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из
художественных текстов изучаемых произведений;
 определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании;
находить в тексте стилистические фигуры;
 составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую
тему в устной и письменной форме по теме занятия;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма;
 производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
 составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в
устной или письменной форме;
 пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми
отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных
предложениях;
24

 составлять схемы предложений, конструировать предложения по
схемам

25

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Помещение кабинета «Русский язык и литература» оснащено:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
Технические средства:
 компьютер;
 принтер;
 проектор;
 экран настенный.
Информационное обеспечение обучения:
I. Перечень электронного дидактического материала в кабинете «Русский язык и
литература»:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием».
2. Русский язык. Дидактический материал.
3. Презентации по литературе 19,20 века.
4. Презентации по разделам русского языка.
5. Художественные, документальные фильмы по литературе 19 и 20 веков.
II. Бумажные (печатные) издания:
1. Рабочая программа учебных дисциплин
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
3. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим занятиям.
4. Раздаточный материал по разделам литературы, русского языка.
Литература
Для обучающихся
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф.
образования. — М., 2016.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский
язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2016.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ,
от 02.07.2013
№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ,
от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014
№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
26

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник
для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский
орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт
русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и
доп. — М., 2004.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —
М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,
2011.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы,
тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и
литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru) www.
metodiki.ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей.
Ин- формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса
«Учи- тель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.
slovari.
ru/dictsearch
(Словари.
ру). www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник
грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

27

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел

Уметь/знать

Уметь:
Выполнять задания по обобщению знаний о
современном русском языке как науке и анализу
методов языкового исследования.
Введение
Знать:
Понятие о русском литературном языке и
языковой норме. Значение русского языка при
освоении специальности.
Закономерности лингвистического анализа.
Раздел 1.
Уметь:
Язык и речь.  анализировать текст (Лингвостилистический,
Функционал стилистический, речеведческий) анализ текста.
ьные стили
 составлять тексты разных функциональных
речи
типов.
Знать: Основные требования к речи,
функциональные стили речи и их особенности,
признаки, структура текста.

Раздел 2.
Фонетика,
орфоэпия,
графика

Уметь: наблюдать над функционированием
правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов, осуществлять
фонетический, орфоэпический и графический
анализ слова.
Знать: фонетические единицы, орфоэпические,

Результаты освоения
учебной дисциплины

Методы, формы, оценка

Полное освоение
содержания, умений,
знаний, общих
компетенций
ОК 01,02,05,06
УУД
(личностные,регул.ятивн
ые)

Практическое занятие №1 (Освоение
общих закономерностей лингвистического
анализа.).
Текущий контроль (устный опрос)
Критерии оценивания практической
работы, устного опроса по О.В.
Темняткиной.

Полное
освоение
содержания, умений,
знаний,
общих
компетенций
ОК
02,04,05,06,10
УУД
(личностные,регулятивны
е,
познавательные,коммуник
ативные)

Практическое занятие №2 (Анализ
основных стилевых разновидностей
письменной и устной речи.);
№3(Анализ структуры текста),
№4 (Лингвостилистический
(стилистический, речеведческий) анализ
текста), №5 (особенности построения
текста разных функциональных типов),
№6 (Составление связного высказывания
на заданную тему).
Текущий контроль (устный опрос)
Критерии оценивания практической
работы, устного опроса по О.В.
Темняткиной.

Полное
освоение
содержания, умений,
знаний,
общих
компетенций
ОК
02,04,05,06
УУД

Практическое занятие №7 (Сопоставление
устной и письменной речи.),
№8 (работа с текстом),
№9 (Наблюдение над выразительными
средствами фонетики).
Текущий контроль: тестирование
28

орфографические нормы.

Раздел 3.
Лексика и
фразеология

Уметь находить речевые ошибки в употреблении
лексических и фразеологических единиц и их
исправлять, составлять связные высказывания с
использованием заданных лексем,
фразеологизмов в том числе на лингвистическую
тему.
Знать: лексическую систему русского языка,
особенности фразеологизмов

Раздел 4.
Морфемика,
словообразо
вание,
орфография

Уметь: делать морфемный,
словообразовательный, этимологический анализ
для понимания внутренней формы слова,
наблюдать за историческими процессами
Знать: понятие морфемы как значимой части
слова, способы словообразования. Правописание
чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание приставок
при- / пре-. Правописание сложных слов.

(личностные,регулятивны
е,
познавательные,коммуник
ативные)
Полное
освоение
содержания, умений,
знаний,
общих
компетенций
ОК
02,03,04,06,07,08
УУД
(личностные,регулятивны
е,
познавательные,коммуник
ативные)

Полное освоение
содержания, умений,
знаний, общих
компетенций
ОК
01,02,03,04,06,07,08,10
УУД
(личностные,регулятивны
е,
познавательные,коммуник
ативные)

Критерии оценивания практической
работы.
Практическое занятие №10 (выведение
алгоритма лексического анализа),
№11 (выработка навыка составления
текстов),
№12 (Лексический и фразеологический
анализ слова.),
№13 (Подбор текстов с изучаемым
языковым явлением),
№14(составление связного высказывания)
Текущий контроль (письменный упражнения)
Критерии оценивания практической
работы, тематической письменной работы.
Практическое занятие №15 (Наблюдение
над значением морфем и их функциями в
тексте),
№16 (Распределение слов по
словообразовательным гнездам,
восстановление словообразовательной
цепочки.),
№17(работа с текстом),
№18 (составление текста),
№19 (Морфемный,
словообразовательный, этимологический
анализ слова)
Текущий контроль (устный опрос,
письменный - составление текста)
Критерии оценивания практической,
тематической письменной работы, устного
опроса по О.В Темняткиной.
29

Раздел 5.
Морфология
и
орфография

Уметь: Исследовать текст с целью освоения Полное
освоение
основных
понятий
морфологии,
делать содержания, умений,
морфологический разбор частей речи, подбирать знаний,
общих
тексты
с
определенными
орфограммами, компетенций
ОК
составлять тексты на лингвистическую тему
01,02,03,04,05,06,07,08,
Знать:
Грамматические
признаки
слова, 09, 10,11
знаменательные и незнаменательные части речи и УУД
их роль в построении текста. Основные (личностные,регулятивны
выразительные средства морфологии
е,
познавательные,коммуник
ативные)

Раздел 6.
Синтаксис и
пунктуация

Уметь: Анализировать ошибки и недочеты в
построении простого (сложного) предложения,
составлять
схемы
простых
и
сложных
предложений и составлять предложения по
схемам, составлять связные высказывания с
использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Знать:
Основные
единицы
синтаксиса:
словосочетание,
предложение,
сложное
синтаксическое целое, основные выразительные
средства синтаксиса

Полное
освоение
содержания, умений,
знаний,
общих
компетенций
ОК
01,02,03,04,05,06,07,08,
09, 10,11
УУД
(личностные,регулятивны
е,
познавательные,коммуник
ативные)

Практическое занятие №20 (Исследование
текста),
№21 (Выведение алгоритма
морфологического разбора),
№22 (словоформы разных частей речи),
№23(анализ слов разных частей речи),
№24 (Сопоставление лексического и
грамматического значения слов),
№25 (Выявление нормы употребления
сходных грамматических форм), №26,
№27 (Наблюдение над значением
словоформ разных частей речи), №28, №29
(Составление словосочетаний,
предложений, текстов),
№30 (Подбор текстов с определенными
орфограммами и пунктограммами)
Текущий
контроль
(устный
опрос,
письменный - составление текста)
Критерии
оценивания
практической,
тематической письменной работы, устного
опроса по О.В. Темняткиной.
Практическое занятие №31 (исследование
текста), №32 (Наблюдение над признаками
словосочетания),
№33 (Наблюдение над существенными
признаками простого и сложного
предложения),
№34 (Использование способа анализа
структуры и семантики простого и
сложного предложения),
№35(Анализ роли разных типов простых и
сложных предложений в
текстообразовании),
№36 (Сопоставление устной и письменной
30

речи),
№37 (Упражнения по синтаксической
синонимии: двусоставное/односоставное
предложение), №38 (Упражнения),
№39 (анализ текста), №40 (Составление
схем простых и сложных предложений и
составление предложений по схемам),
№41 (сопоставление связного
высказывания), №42 (синтаксический и
пунктуационный разбор простого
предложения).
Текущий контроль (устный опрос).
Критерии
оценивания
практической,
работы, устного опроса, экзамена по О. В.
Темняткиной.

31

Оценка достижений обучающихся в освоении учебной дисциплины
осуществляется по разработанным критериям оценивания по каждой контрольной точке, в
том числе и на комплексном экзамене. Набранная сумма баллов при выполнении заданий
соотносится с универсальной шкалой оценивания, определяется отметка.
Универсальная шкала оценивания.
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.
Отметка
«3» («удовлетворительно»)
«4» («хорошо»)
«5» («отлично»)

Сумма баллов по выполненной работе

40 - 45
46 - 52
53 - 58

32

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только
сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
-гражданскаяпозициякакактивногои
ответственногочленароссийскогообщества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной
практики, основанного на
диалоге культур, а также
различных форм
общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
-сформированность основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими

Основные показатели оценки результата
- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным
традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических
ценностей

Формы и методы контроля и
оценки
Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

- демонстрация сформированности мировоззрения,
отвечающего современным реалиям;
- проявление общественного сознания;
- воспитанность и тактичность;
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой
деятельности.

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

33

ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
толерантное
сознание
и поведение
в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,находитьобщиецелии
сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек:
курения, употребления
алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при
выполнении различного рода деятельности

- демонстрация желания учиться;
- сознательное отношение к продолжению образования в
ВУЗе

- умение ценить прекрасное.

- готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своѐм здоровье и здоровье окружающих;
- оказание первой помощи

Успешное прохождение
учебной практики.
Участие в коллективных
мероприятиях, проводимых на
различных уровнях

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.
Участие в коллективных
мероприятиях, проводимых на
различных уровнях

Спортивно-массовые
мероприятия
Дни здоровья

34

- осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления,
понимания
влияния
социально-экономических
процессов на состояние
природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;

- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения
профессиональных задач

- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и
охраны природы

Занятия по специальным
дисциплинам
Учебная практика

Мероприятия по озеленению
территории.

- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия,
посвящѐнные институту
семьи.

метапредметные результаты
умениесамостоятельноопределятьцели
деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения
общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей
деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения
поставленных целей

Контроль графика выполнения
индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать
в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;
- умение вести диалог, учитывая позицию других
участников деятельности;
- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью
обучающегося в группе;
портфолио

35

- владение навыками познавательной, учебноисследовательскойипроектнойдеятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики,техникибезопасности,гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции
различных социальных институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской
и проектной деятельности;
- использование различных методов решения
практических задач

Семинары
Конкурсы
Олимпиады

- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации,
включая электронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать необходимую информацию для выполнения
поставленных учебных задач;
-соблюдениетехникибезопасности,гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.

Подготовка рефератов,
докладов..
Наблюдение за навыками
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационных сетях.

- сформированность представлений о различных
социальных институтах и их функциях в
обществе
(институте семьи, институте образования, институте
здравоохранения, институте государственной власти,
институте
парламентаризма,
институте
частной
собственности, институте религии и т. д.)
- демонстрация способности самостоятельно давать
оценку ситуации и находить выход из неѐ;
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы

Деловые игры-моделирование
социальных и
профессиональных ситуаций.

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

36

- владение навыками познавательной рефлексии как
- умение оценивать свою собственную деятельность,
осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.

- осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления,
понимания
влияния
социально-экономических
процессов на состояние
природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;

метапредметные результаты
умениесамостоятельноопределятьцели
деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения
профессиональных задач

- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и
охраны природы

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

Занятия по специальным
дисциплинам
Учебная практика

Мероприятия по озеленению
территории.

- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия,
посвящѐнные институту
семьи.

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения
общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей
деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения
поставленных целей

Контроль графика выполнения
индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать
в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;
- умение вести диалог, учитывая позицию других
участников деятельности;
- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью
обучающегося в группе;
портфолио

- владение навыками познавательной, учебноисследовательскойипроектнойдеятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики,техникибезопасности,гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции
различных социальных институтов;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской
и проектной деятельности;
- использование различных методов решения
практических задач

Семинары
Конкурсы
Олимпиады

- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации,
включая электронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать необходимую информацию для выполнения
поставленных учебных задач;
-соблюдениетехникибезопасности,гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.

Подготовка рефератов,
докладов..
Наблюдение за навыками
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационных сетях.

- сформированность представлений о различных
Деловые игры-моделирование
социальных институтах и их функциях в
обществе социальных и
(институте семьи, институте образования, институте
профессиональных ситуаций.
здравоохранения, институте государственной власти,
38

- умение самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;

институте
парламентаризма,
институте
частной
собственности, институте религии и т. д.)
- демонстрация способности самостоятельно давать
оценку ситуации и находить выход из неѐ;
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы

- владение навыками познавательной рефлексии как
- умение оценивать свою собственную деятельность,
осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы
Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».