УПВ.01 Родная литература

Рабочая программа
учебного предмета разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее –
ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, приказ Минобрнауки России № 1569 от 09
декабря 2016 г.; ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая 2012 г. (изменения в ред. Приказов Минобрнауки
России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Быкова Ольга Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ
СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

2

Содержание
1 Пояснительная записка................................................................................................................... 4
1.1 Общая характеристика учебного предмета «Родная литература» ...................................... 5
1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане ...................................................................... 6
1.3 Результаты освоения учебной дисциплины .......................................................................... 6
2 Структура и содержание учебной дисциплины ........................................................................... 9
2.1 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .................................... 11
2.2 Тематическое планирование ................................................................................................. 12
3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся ................................. 19
4 Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы учебной дисциплины «
Родная литература».......................................................................................................................... 20
Литература ........................................................................................................................................ 21
5 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................. 22
Приложение №1. Практические занятия ....................................................................................... 24

3

1 Пояснительная записка
Программа учебного предмета является частью основной профессиональной об-разовательной
программы, разработанной на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования и Федерального государственного образовательного
стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии Профессия
43.01.09 Повар, кондитера также с учетом Рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа предназначена для реализации среднего общего образования в пределах ОПОП по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на
достижение следующих целей:
углублённое изучение литературного процесса на Урале, определение места региональной
литературы в русской литературе в целом ,
.
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе Урала и ценностям отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике уральской литературы в ряду других искусств, культуры

читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
 освоение текстов художественных произведений уральской литературы в единстве
содержания и формы, основных сведений по истории, географии ,этнокультурологии,
художественной культуры Урала, и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения уральских
писателей и поэтов как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений
различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том
числе в сети Интернет.

4

1.1 Общая характеристика учебного предмета «Родная литература»
Предполагаемая дисциплина « Родная литература» отличается от традиционного курса
литературы. Преподавание может носить интегративный характер, так как изучение литературного
образа Урала невозможно без знаний по истории, географии, этнокультурологии, художественной
культуры Урала. Актуальность дисциплины « Родная литература» связана с решением главной
проблемы в воспитании обучающихся – социализация личности. Не может молодой человек удачно
адаптироваться в социуме, не зная исторических и культурных особенностей своей «малой родины»,
которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой . Очень важно сегодня
воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру
и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве. Для этого необходимо обучающимся
познакомиться с историей развития литературного процесса на Урале и соотнести его(процесс) с
развитием русской литературы в целом; познакомиться с современной литературной жизнью региона;
расширить представление о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских
авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы; уметь использовать полученные знания в
конкретной поисково-исследовательской, творческой деятельности, а также на других предметах.
Основой содержания учебной дисциплины « Родная литература» являются чтение и
текстуальное изучение художественных произведений уральских писателей, составляющих золотой
фонд русской классики. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести,
патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в
широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения,
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только
при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно
зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведеними
словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретиколитературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение учебного материала по литературе служит для дифференциации уровней достижения
обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть
достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных
знаний при чтении произведений уральской литературы, так и в овладении способами грамотного
выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На
уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и
ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и
мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения уральской литературы проводятся практические занятия по развитию речи,
сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Специфика
занятий – соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому преподавание данной
дисциплины предполагает сочетание различных видов деятельности обучающихся и преподавателя.
Это занятия
различных типов, в том числе: лекции, семинары, заняиия - презентации
исследовательских, мультимедийных проектов, занятия - доклады, литературно-музыкальные
композиции, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, очные и заочные
путешествия по уральской земле и др.
Тематика и форма проведения их зависят от поставленных к каждому занятию целей и задач,
от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением
литературного произведения Урала, обеспечивают развитие воображения, образного и логического
мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся
умений анализа и оценки литературных произведений уральских писателей, активизируют позиции
«обучающегося – читателя.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изучением
теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а
также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных
5

произведений, творчеством уральских писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в
рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения образовательной программы
СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Литература» входит в состав общих
общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей
ФГОС среднего общего образования, для профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер.

1.3 Результаты освоения учебной дисциплины
















Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к к Уралу,
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к уральской литературе, культурам
других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словарей, энциклопедий, интернетресурсов и др.);
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу
своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
6

 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров;
 знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
культуры;
 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
 владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;
осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В процессе освоения учебной дисциплины «Родная литература. » обучающийся должен
овладеть универсальными учебными действиями, общими компетенциями.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
Планирование (определение цели, функций
формирование основ гражданской
участников, способов взаимодействия).
идентичности личности).
Постановка вопросов (инициативное
Смыслообразования ( «какое значение,
сотрудничество в поиске и сборе
смысл имеет для меня учение», и уметь
информации).
находить ответ на него).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
Нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
альтернативных способов разрешения
исходя из социальных и личностных
конфликта, принятие решения и его
ценностей, обеспечивающее личностный
реализация).
моральный выбор).
Управление поведением партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что
ещё неизвестно).
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление
плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися
7

Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера.

того, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению, осознание качества и уровня
усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий).

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на
основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

8

2 Структура и содержание учебной дисциплины
Введение
Литература Урала 19 века.
Основные тенденции развития литературы Урала XIX века. Творчество Ф.М. Решетникова.
Проблема «народного реализма писателя в контексте общероссийской литературы середины 19 века.
Жизнь просто народа Урала в изображении Решетникова. Повесть «Подлиповцы». «Народный
роман». Становление нового направления в литературе. Изображение быта, нравов. Система образов.
Язык повести Анализ ключевых сцен повести. Пила и Сысойка - герои-антиподы
Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка как «визитная карточка» Урала. История создания и
проблематика романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Проблематика романа.
Основа романа – идея вырождения уральских промышленников. Судьба главного героя – Сергея
Александровича Привалова. Отражение быта уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила
Шелехов, местные .Цикл «Уральские рассказы» - период писательского самоутверждения. Образ
трудового уральского народа («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»). Образ великой уральской реки –
Чусовой.
Дружба
писателя
с
художником
А.К.
Денисовым-Уральским.
«Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Анализ эпизодов
романа. Судьба главного героя Сергея Александровича Привалова. Идея вырождения уральских
промышленников в романе. Составить характеристику главных героев из рассказов «Золотуха», «На
шихане» по алгоритму.
А.А.Кирпищикова
«Как
жили
в
Куморе».
Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала.
Этнографические
зарисовки
в
повести.
. П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из дневника туриста. Жанр
путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля писателя. Суровая правда факта о
судьбе мансийского народа. Образ автора-рассказчика и его позиция. Перекличка рассказа
Инфантьева с рассказом Л.Н.Толстого «Хозяин и работник». Г.Е.Верещагин. «Ночное гадание».
Обычаи народа. Авторская позиция.
Литература Урала первой половины 20 века.
П. П. Бажов. Художественное новаторство книги «Малахитовая шкатулка». Цикл о мастерах в
контексте мировой литературы.
Анализ фрагментов произведения. «Живинка в деле»: проблема становления человека.
Литература 20 века.
Уральская поэзия 20-х – 50-х годов
Василий Каменский – поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком.
Интерес поэта к историческому прошлому страны. Поэмы «Степан Разин», «Емельян Пугачёв»,
«Иван Болотников» как изображение мощи национального характера. Образ национального героя
Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи «Чурлю-журль», «Маяковский», «Сарынь на кичку»,
«Пожар».
Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта – строителя Магнитки. Сила духа, человеческая
надёжность и неколебимая верность в стихах поэта.
Стихи «Песня в брезентовой палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала…».
Уральские поэты-фронтовики: Гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума,
Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях уральских поэтовфронтовиков.
Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и
особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и К.Некрасовой.

9

Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней ночью…»,
и др.; К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны нами…», «Песня» и др.
Анализ стихотворений Мусы Джалиля, Л. Татьяничевой (по выбору)
Написать реферат на тему «Творчество уральских поэтов-фронтовиков.
Литература Урала второй половины 20 века
Уральская литература 60-х – 70-х годов. Поэзия «шестидесятников». Основные мотивы и
тематика творчества М.П.Никулиной, Э.И.Бояршиновой, А.М.Домнина и А.Л.Решетова. Образ
уральской природы в лирике поэтов (подборка стихов по выбору учителя).
. Мастер прозы: Н.Г.Никонов «След Рыси». Особенности жанра публицистической поэмы.
Проблема «Человек и природа» в произведении. Образ живой природы в поэме. Утверждение
нравственных законов отношения человека к миру в публицистической поэме Н.Никонова «След
Рыси» и повести В.П.Астафьева «Царь-рыба». Роль автора-рассказчика. Публицистичность и лиризм
повествования.
Анализ ключевых сцен поэмы. Проблема человека и природы в произведении. Образ живой
природы в поэме.
Написать рецензию на прочитанную книгу современного уральского писателя.
Литература Урала конца 20- начала 21 веков.
Литература Урала 80-х – 90-х годов. «Материнская поэзия» Л.Ладейщиковой. Об уральской
поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века. Тема материнского счастья и заботы в книге
Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна». Тема Родины-России в сборнике «Свеча негасимая».
Особенности поэтической лексики поэтессы. Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец», «Свеча» и др.
Современная проза Урала. Образ современника в произведениях А Иванченко, В.Исхакова и
др. авторов (по выбору учащихся).
Поэты новой волны. Стилевые особенности поэзии современных уральских поэтов:
В.Кальпиди, Ю.Казарина (стихи по выбору).
Драматургия Николая Коляды. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса.
Судьбы героев пьесы. Глубокий философский смысл драматургических произведений
Н.Коляды. Анализ лирического произведения. В. Кальпиди, Ю. Казарин - стилевые особенности поэзии. вые
особенности поэзии

Подготовить электронную (PowerPoint) презентацию на тему: «Время читать уральскую прозу
/ поэзию» (на выбор).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1.
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2.
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3.
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

10

2.1 Количество часов на освоение программы учебного предмета
При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета « Родная литература» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - 180 часов, из них
аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 180 час, 66 аудиторные занятия, 114 - практические занятия.

11

2.2 Тематическое планирование
Содержание курса

1-2

Введение. Устное народное
творчество народов Урала
Фольклор и его роль в
культуре. Взаимосвязь
мифологии и фольклора.
Мифология и фольклор
народов Урала.

Мифы о культурных героях.
Мир-Сусне-хум – герой
3-4
мансийских мифов и эпоса.
Коми-пермяцкий эпос о
Кудым-Оше.
Практическое занятие №1.
История Салавата Юлаева в
5-6
башкирском эпосе Русский
фольклор на Урале
Практическое занятие №2
Фольклор поэтический,
7-8
музыкальный. Уральские
предания, легенды, сказы
РАЗДЕЛ1 Средневековая Уральская
литература
Литература Средневековья.
Духовно-просветительская
деятельность Стефана
9-10
Пермского Духовные
центры Урала. Верхотурье.
Симеон Верхотурский
Практическое занятие №3
Сборник былин и песен
11-12
Кирилла Данилова из
Нижнего .Последний
скоморох – Кирша Данилов
Практическое занятие №4
13-14
Народный театр.
Практическое занятие №5
Народная афористика.
15-16
Сборник пословиц В. Н.
Татищева.
Прошлое горнозаводского
17-18
Урала в народной мысли
РАЗДЕЛ. 2 УРАЛЬСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

19-20

Культура уральских
народов и ее отражение в
литературном творчестве

Всего
часов

В т. Ч.
практических

Уровень
усвоения

2

2

1

2
2

2

10

2
6

2

1

1

2

2

2

3

2

2

2
14

14

2
12

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

19в.
Истории о быте и нравах
народов, населяющих
Уральский регион.

2

1

Практическое занятие №6
Путешествие как основа
для создания рассказа К.Д.
Носилова «Дедушка-вогул
и его внуки»

2

Практическое занятие №7
А. А. Кирпищикова «Как
жили в Куморе».
Бытописательская манера
повествования в повести.

2

Изображение быта, нравов
рабочего люда Урала.
Этнографические зарисовки
в повести. П. П. Инфантьева
«За уральским бобром.
Путешествие в страну
вогулов» Из дневника
туриста
Практическое занятие №8
Жанр путевых очерков в
русской литературе 19 века.
Особенности стиля
писателя
Суровая правда факта о
судьбе мансийского народа.
Образ автора-рассказчика и
его позиция.
Д. Н. Ма́мин – Сибиря́к
(1852-1912) Жизнь и
творчество
Роман «Приваловские
миллионы». Проблематика
романа. Основа романа –
идея вырождения уральских
промышленников.

1

2

3

2

2

2

2

2

2

Практическое занятие №9
Судьба главного героя –
Сергея Александровича
Привалова.
Отражение быта уездного
уральского общества
(старик Бахарев, Данила
Шелехов, местные

2

2

2

13

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

«львицы»).
Цикл «Уральские рассказы»
- период писательского
самоутверждения.
Практическое занятие №10
Образ трудового уральского
народа («Бойцы»,
«Золотуха», «На шихане»).

2

Практическое занятие №11
Образ великой уральской
реки – Чусовой.
Дружба писателя с
художником А.К.
Денисовым-Уральским.
Практическое занятие №12
«Уральские рассказы» Д.Н.
Мамина - Сибиряка и
«Записки охотника» И. С.
Тургенева.

2

РАЗДЕЛ 3. Развитие уральской
литературы двадцатого века
53-54
55-56

57-58

59-60

61-62

63-64

65-66

67-68

2

Литература Урала в первые
десятилетия ХХ века.
Проблема модернизма в
литературе региона начала
нового столетия.
Практическое занятие №13
Василий Каменский – поэтфутурист. Дружба с
В.Маяковским,
В.Хлебниковым,
Д.Бурлюком.
Практическое занятие №14
Поэмы как изображение
мощи национального
характера
Практическое занятие №15
Образ национального героя
Степана Разина . Стихи
64 Практическое занятие
№16 Творчество А. П.
Бондина Писатели
горьковской школы.

2
2

50
18
2
2
2

2

2

2

Практическое занятие №17
Повести «Уходящее»,
«Матвей Коренистов»,
«Связчики»,
Рассказы «Табельщица»,
«Стрелочник» .

2

2
14

69-70

71-72

73-74

75-76

77-78

79-80

81-82

83-84

85-86

87-88
89-90

91-92

93-94
95-96

Автобиографическая
повесть «Моя жизнь»
Романы «Лога», «Ольга
Ермолаева»
Творчество П. П. Бажова.
Сведения из биографии
писателя
Практическое занятие №18
Фольклорные мотивы в
сказах П. П. Бажова.
художественное
новаторство книги
«Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №18
Художественное
новаторство книги
«Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №19
Цикл о мастерах в
контексте мировой
литературы и мифологии.
Предвоенная поэзия:
Б.Ручьёв. Магнитострой как
тема в литературе 1930-х гг.
Практическое занятие №20
Литературная жизнь Урала
в годы Великой
Отечественной войны
Практическое занятие №21
Гражданско-патриотическая
лирика С.Щипачёва,
Н.Куштума, Мусы
Джалиля .
Практическое занятие №22
Послевоенная поэзия: Л.
Татьяничева Образ Урала в
лирических стихах.
Практическое занятие №23
Творчество К. Некрасовой.
Практическое занятие №24
Поэзия Урала в 1960–1980-е
Практическое занятие №25
Образ уральской природы в
лирике поэтов).
Любовь Ваганова –
поэтесса земли ирбитской.
Очерк о жизни и творчестве
поэтессы.
Практическое занятие №26
Гражданская лирика: тема
«малой родины», России,

2

2
2

2

2

2
2

2

2

2
2
2

2
2

15

97-98

99-100

101-102

103-104

105-106

107-108
109-110

111-112

113-114

памяти, деревни и судьбы в
стихах сборника «Венок
маме».
Творчество Булата
Шалвовича Окуджавы
(1924 - 1997) Очерк
биографии .
Практическое занятие №27
Автобиографическая
повесть Булата Окуджавы
«Будь здоров, школяр».
Практическое занятие №28
Собственное направление в
авторской песне. (разбор
стихов).
Практическое занятие №29
Анализ стихов Булата
Окуджавы.
Практическое занятие №
30
Литературная проза Урала
60 – 80х годов. Проза И.
Акулова, А. Ромашова,
Проза А. Филипповича.
Практическое занятие №31
Нравственная проблематика
прозы Н. Никонова.
Практическое занятие №32
Образ живой природы в
поэме
Практическое занятие №33
Н.Никонов «След рыси» и
повесть В.П.Астафьева
«Царь-рыба»

Практическое занятие
№34 .Роль автора115-116 рассказчика.
Публицистичность и
лиризм повествования
Практическое занятие №35
Мустай Карим Этапы
117-118
биографии и творческого
пути
Практическое занятие №36
Роль региональных
119-120
журналов в развитии
уральской литературы
РАЗДЕЛ 4. Литература Урала 80-х –
2000-х годов.
Л.А. Ладейщикова
121-122
«Материнская поэзия» .
Об уральской поэзии и
123-124
прозе последнего

2

2

2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

10

16

2
2
16

125-126
127-128

129-130

131-132

133-134

135-136

137-138

139-140

141-142

143-144

десятилетия 20 века
Практическое занятие №37
Тема материнского счастья
и заботы.
«Живые кольца», «Высота».
Практическое занятие
№38Тема Родины, России в
сборнике «Свеча
негасимая».
Практическое занятие №39
Жанры приключений и
научной фантастики в
творчестве писателей
Урала.
Практическое занятие
№140 П. П. Инфантьев.
Утопия начала 20 века
В. К. Печёнкин. «Два дня
Вериты», «Владыка УстьВыми» - приключенческий
роман об Урале

2

2
2

2

2

2

Практическое занятие №41
С. В. Слепынин. «Звездные
берега» - космическая
фантастика, антиутопия
конца 20 века
Практическое занятие №42
Творчество В. П.
Крапивина .Организация
отряда «Бригантина».

2

Практическое занятие №43
Работа в журнале
«Уральский следопыт».

2

Приключенческие
произведения автора –
«Тень каравеллы»,
«Хронометр»

Практическое занятие №44
Сказочно-фантастическое
направление .
РАЗДЕЛ 5. Современная уральская
литература.
Практическое занятие №45
147-148
Современная проза Урала.
Практическое занятие №46
Образ современника в
149-150
произведениях А. Л.
Иванченко.
В. М. Исхаков («Волны
151-152
ударяются о берег», «Имена

2

2

2

145-146

8

26
2
2

2
17

незабываемые»),

153-154

155-156
157-158
159-160
161-162

163-164

165-166

167-168

169-170

171-172

154 Практическое занятие
№47 О. А. Славникова
(«Стрекоза, увеличенная до
2размеров собаки»,
«Сёстры Черепановы»)
Практическое занятие №48
Современная поэзия Урала.
Практическое занятие №49
Поэты новой волны:: Б.
Рыжый
Практическое занятие №50
Творчество В.Кальпиди,
Творчество Ю.Казарина..

2

2
2

Практическое занятие №51
Деятельность авторов
Свердловского рок-клуба

2

Практическое занятие №52
Рок-поэзия . Д. Умецкий, И.
Кормильцев и группа
«Наутилус Помпилиус»,
Практическое занятие №53
Н. Полева и группа
«Настя»,
Практическое занятие
№54В. Шахрин, В. Бегунов
и граппа «Чайф»,2
Практическое занятие №55
Группы «Агата Кристи»,
«Смысловые
галлюцинации»

2

Драматургия на
Урале .Драматургия
Николая Коляды
Практическое занятие №56.
175-176 Пьеса «Канотье» социальная пьеса
Практическое занятие №57
177-178 Драматургия Василия
Сигарева
179-180 Дифференцированный зачёт
ИТОГО: 180 ауд. Ч.(66 ауд. Ч. + 114
пр. р.)
173-174

2

2

2

2

2
2

2

2

18

3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на
обучения
уровне учебных действий)
Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение;
подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с
источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии,
словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы
на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами
художественных произведений уральских писателей и критических
Литератуура
статей; написание различных видов планов; анализ эпизодов романа
Урала
Мамина- Сибиряка « Привалоские миллионы». реферирование; участие
XIХ века
в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения;
редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебноисследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе
подготовка
компьютерных
презентаций);
самооценивание
и
взаимооценивание.
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками
информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление
плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного
произведения уральского писателя П. П. Бажова; анализ фрагментов
произведений чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре
(в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное
Литература
чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов;
Урала первой
работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы;
половины
проектная и учебно-исследовательская работа.
ХХ века
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение
и чтение наизуст стихотворений С. Щипачёва, Мусы Джалиля, Л.
Татьяничевой.; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником;
аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного
плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на
семинаре.
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные
вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая
работа с текстами художественных произведений уральских писателей
Литература
М. П. Никулиной. Э.И. Бояршиновой, Н. Г. Никонова и учебника;
Урала второй
составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и
половины
цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и
ХХ века.
комментированное чтение; написание рецензии на книгу современного
уральского писателя.; работа с иллюстративным материалом.
Аудирование; чтение и комментированное чтение драматического
произведения социальной пьесы Н. Коляды,; самостоятельная и
групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая
Литература
аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная
Урала
и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; Анализ
Урала конца ХХ
лирического произведения. В. Кальпиди, Ю. Казарин – стилевые
- начала ХХI
особенности поэзии уральских поэтов, подготовка докладов и
века
сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения;
работа с иллюстративным материалом; проектная и учебноисследовательская работа, подготовка электронной презентации.

19

20

2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

4 Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Родная литература»
Помещение кабинета «Русский язык и литература» оснащено:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
комплект учебно-методических материалов «Родная литература».
Технические средства:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- принтер;
мультимедиапроектор
- экран настенный.
Информационное обеспечение обучения:
I. Перечень электронного дидактического материала в кабинете:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об
оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием».
Родная литература Дидактический материал.
Презентации по литературе 19,20 века.
Презентации по разделам родной литературы.
Художественные, документальные фильмы по уральской литературе
II. Бумажные (печатные) издания:
Рабочая программа учебных дисциплины «Родная литература»
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим занятиям.
Методические рекомендации по написанию контрольных работ.
Тесты (входные, промежуточные, итоговые)
Раздаточный материал по разделам уральской литературы

21

Литература.
Основная литература:
1. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1/ [Г.А.
Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. - 6-е изд., стер. М.: Академия, 2016. - 384 с.
2. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2/ [Г.А.
Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. - 6-е изд., стер. М.: Академия, 2016. - 400 с.
3. Литература: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.
1/ [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обер-нихиной. - 6-еизд.,
стер. - М.: Академия, 2016. - 352 с.
Дополнительная литература:
1. Лебедева О. Б. История русской литературы 18 века: Учеб. – М.: ВШ, Академия, 2000.
– 415 с.
2. Литература: Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. уч. заведений / Под ред. Г.
А. Обернихиной. – М.: Академия, 2006. – 272 с.
3. Литература: учебник для студ. сред. проф. уч. заведений / Под ред. Г. А. Обернихиной.
– М.: Академия, 2006. – 656 с.
4. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 века: Учеб. – 4 – е
изд., доп., перераб. – М.: ВШ, Академия, 2000. – 432 с.
Интернет-источники:
1. Сайт «Литература Урала» Е. Извариной (УрФУ) - http://www.litural.ru/.
2. Журнал «Урал» - magazines.russ.ru/ural/

22

5.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Раздел
Раздел 1.
Литература
Урала
XIХ века

Раздел 2.
Литература
Урала первой
половины ХХ
века

уметь/ знать

ОК УУД

Уметь:
Осуществлять
аналитическую работу с
текстами
художественных
произведений уральских
писателей; участвовать в
беседе, отвечать на
вопросы, самостоятельно
выполнять задания по
учебнику, , проводить
сопоставительный анализ
составлять план
сочинения, писать
сочинение.
Знать: основные факты
жизни и творчества,
тексты произведений
уральских писателей
ХIХ века.
Уметь:
самостоятельная работать
с источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в
том числе интернетисточники); составлять
сообщения,
сопоставительные
таблицы; осуществлять
аналитическую работу с
текстами
художественных
произведений уральских
писателей и поэтов,
писать сочинение и
составлять план к нему,
писать отзыв, делать
анализ эпизода
произведения, анализ
стихотворений,
выразительное чтение
стихов и рассказ из
наизусть.
Знать:
основные факты жизни и
творчества уральских
писателей и поэтов1
половины 20 века,

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих компетенций
(ОК1-ОК11),
УУД- Личностные,
познавательные

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДпознавательные,
коммуникативные

Контроль и оценка
результатов освоения
учебной дисциплины
Практическое занятие
№ 1,2 (Письменный
анализ прозаического
произведения,
сопоставительный
анализ эпизода
произведения
Текущий контроль
(Устный опрос)
Критерии оценивания
практической работы.

Практическое занятие
№3 (Анализ фрагментов
произведения.
«Живинка в деле»).

Практическое занятие
№4.
Анализ стихотворений
С. Щипачёва, Мусы
Джалиля, Л.
Татьяничевой
Написать реферат на
тему «Творчество
уральских поэтовфронтовиков.

Текущий
23

содержания
произведений родной
литературы.

Раздел 3.
Литература
Урала второй
половины ХХ
века

Раздел 4.
Литература
Урала конца
ХХ - начала
ХХI века

Уметь:
Анализировать
произведение, писать
рецензию на
произведения уральских
писателей, отзыв (эссе),
составлять таблицу,
Знать:
основные факты жизни и
творчества, тексты
произведений писателей
в начале XX века,
литературоведческие
термины.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих( ОК1- ОК11)
,УУД.

УМЕТЬ:
Выразительно читать
стихотворения наизусть;
готовить доклады и
сообщения; составлять
тезисный и цитатный
планы сочинения, писать
сочинения выполнять
проектную и учебноисследовательскую
работу (рефераты,
сообщения, презентации).
Знать:
основные факты жизни и
творчества, тексты
произведений писателей
1930 — начала 1940-х
годов,
литературоведческие
термины.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих компетенций
(ОК1-ОК11),
УУДпознавательные,
коммуникативные

контроль(Письменныйанализ текста)
Критерии оценивания
практической,
контрольной,
тематической
письменной работы.
Практическое занятие
№5(Анализ ключевых
сцен поэмы).
Практическое занятие
№ 6 . Написать
рецензию на
прочитанную книгу
современного
уральского писателя)
Критерии оценивания
практической,
контрольной,
тематической
письменной работы.
Практические занятия
№7
(Выразительное чтение
и анализ стихов),
№8
( Подготовить
электронную
(PowerPoint)
презентацию на тему: «
Время читать уральскую
проу/ поэзию» ( на
выбор).
Текущий контроль
(Устный опрос)- ответы
на вопросы)
заданиям).
Критерии оценивания
практической работы,
устного опроса,
презентации.

Оценка достижений обучающихся в освоении учебной дисциплины осуществляется по
разработанным критериям оценивания по каждой контрольной точке, в том числе и на
дифференцированном зачёте. Набранная сумма баллов при выполнении заданий соотносится с
универсальной шкалой оценивания, определяется отметка (таблица).

24

Универсальная шкала оценивания.
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.
Отметка
«3» («удовлетворительно»)
«4» («хорошо»)
«5» («отлично»)

Сумма баллов по выполненной работе

40 - 45
46 - 52
53 - 58

25

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№
№Занятия

Тема практического занятия

39-40

Практическое занятие №1.
История Салавата Юлаева в башкирском эпосе Русский фольклор на
Урале
Практическое занятие №2 Фольклор поэтический, музыкальный.
Уральские предания, легенды, сказы
Практическое занятие №3 Сборник былин и песен Кирилла Данилова из
Нижнего .Последний скоморох – Кирша Данилов
Практическое занятие №4 Народный театр.
Практическое занятие №5 Народная афористика. Сборник пословиц В.
Н. Татищева
Практическое занятие №6 Путешествие как основа для создания
рассказа К.Д. Носилова «Дедушка-вогул и его внуки
Практическое занятие №7 А. А. Кирпищикова «Как жили в Куморе».
Бытописательская манера повествования в повести
Практическое занятие №8 Жанр путевых очерков в русской литературе
19 века. Особенности стиля писателя
Практическое занятие №9 Судьба главного героя – Сергея
Александровича Привалова.

45-46

Практическое занятие №10 Образ трудового уральского народа
(«Бойцы», «Золотуха», «На шихане»).

5-6
7-8
11-12
13-14
15-16
23-24
25-26
31-32

47-48
51-52
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
73-74
75-76
77-78
81-82
83-84

Практическое занятие №11 Образ великой уральской реки – Чусовой.
Практическое занятие №12 «Уральские рассказы» Д.Н. Мамина Сибиряка и «Записки охотника» И. С. Тургенева.
Практическое занятие №13 Василий Каменский – поэт-футурист.
Дружба с В. Маяковским, В. Хлебниковым
Практическое занятие №14 Поэмы как изображение мощи
национального характера
Практическое занятие №15 Образ национального героя Степана Разина
Стихи
Практическое занятие №16 Творчество А. П. Бондина. Писатели
горьковской школы.
Практическое занятие №17 Повести «Уходящее», «Матвей
Коренистов», «Связчики».
Практическое занятие №18 Фольклорные мотивы в сказах П. П. Бажова.
художественное новаторство книги «Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №18 Художественное новаторство книги
«Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №19 Цикл о мастерах в контексте мировой
литературы и мифологии
Практическое занятие №20 Литературная жизнь Урала в годы Великой
Отечественной войны
Практическое занятие №21 Гражданско-патриотическая лирика С.

Всего
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
26

85-86
87-88
89-90
91-92
95-96

99-100
101-102
103-104
105-106
109-110
111-112
113-114
115-116
117-118
119-120
125-126
129-130
131-132
133-134
137-138
139-140
141-142
145-146
147-148
149-150
153-154
155-156
157-158
159-160

Щипачёва, Н. Куштума, Мусы Джалиля .
Практическое занятие №22 Послевоенная поэзия: Л. Татьяничева Образ
Урала в лирических стихах.
Практическое занятие №23 Творчество К. Некрасовой.
Практическое занятие №24 Поэзия Урала в 1960–1980-е
Практическое занятие №25.Образ уральской природы в лирике поэтов.
Практическое занятие №26 Гражданская лирика: тема «малой родины»,
России, памяти, деревни и судьбы в стихах сборника «Венок маме».
Творчество Булата
Практическое занятие №27 Автобиографическая повесть Булата
Окуджавы «Будь здоров, школяр».
Практическое занятие №28 Собственное направление в авторской песне.
(разбор стихов).
Практическое занятие №29 . Анализ стихов Булата Окуджавы.
Практическое занятие № 30. Литературная проза Урала 60 – 80х годов.
Проза И. Акулова, А. Ромашова
Практическое занятие №31 Нравственная проблематика прозы Н.
Никонова.
Практическое занятие №32 Образ живой природы в поэме
Практическое занятие №33 Н .Никонов «След рыси» и повесть В. П.
Астафьева «Царь-рыба»
Практическое занятие №34 .Роль автора-рассказчика. Публицистичность
и лиризм повествования
Практическое занятие №35 Мустай Карим Этапы биографии и
творческого пути
Практическое занятие №36 Роль региональных журналов в развитии
уральской литературы
Практическое занятие №37 Тема материнского счастья и заботы
Практическое занятие №38Тема Родины, России в сборнике «Свеча
негасимая».
Практическое занятие №39 Жанры приключений и научной фантастики в
творчестве писателей Урала.
№140 П. П. Инфантьев. Утопия начала 20 века
Практическое занятие №41 С. В. Слепынин. «Звездные берега» космическая фантастика, антиутопия конца 20 века
Практическое занятие №42 Творчество В. П. Крапивина .Организация
отряда «Бригантина».
Практическое занятие №43 Работа в журнале «Уральский следопыт».
Практическое занятие №44 Сказочно-фантастическое направление .
Практическое занятие №45 Современная проза Урала.
Практическое занятие №46 Образ современника в произведениях А. Л.
Иванченко.
Практическое занятие №47 О. А. Славникова («Стрекоза, увеличенная
до 2 размеров собаки», «Сёстры Черепановы»)
Практическое занятие №48 Современная поэзия Урала.
Практическое занятие №48 Современная поэзия Урала.
Практическое занятие №50 Творчество В. Кальпиди,

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
27

163-164
165-166
167-168
169-170
171-172
175-176
177-178

Практическое занятие №51 Деятельность авторов Свердловского рокклуба
Практическое занятие №52 Рок-поэзия. Д. Умецкий, И. Кормильцев и
группа «Наутилус Помпилиус»
Практическое занятие №53 Н. Полева и группа «Настя»
Практическое занятие №54 В. Шахрин, В. Бегунов и группа «Чайф».
Практическое занятие №55 Группы «Агата Кристи»,
«Смысловые галлюцинации»
Практическое занятие №56. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса
Практическое занятие №57 Драматургия Василия Сигарева
ИТОГО:

2
2
2
2
2
2
2
114 ч

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».