УПВ.02 Биология

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, приказ Минобрнауки России
№ 1569 от 09 декабря 2016 г.;ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая 2012 г.(изменения в ред.
Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N
613); Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Чебоненко Оксана Вадимовна,
«Сухоложский многопрофильный техникум»

преподаватель

ГБПОУ

СО

2

Содержание
1.Пояснительная записка

4

2.Общая характеристика учебной дисциплины «Биология»

6

3.Содержание учебной дисциплины

11

4.Тематическое планирование

17

5.Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

21

6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

25

программы учебной дисциплины «Биология»
7. Контроль и оценка результатов освоения учебной
Приложение №1

дисциплины

27
39

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Биология»
предназначена для изучения химии при подготовке квалифицированных рабочих по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ППКРС) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих и служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета
«Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программы общеобразовательного учебного
предмета «Биология» для профессиональных образовательных организаций,
реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе
основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному
образованию. Протокол №3 от 21 июля 2015 г.
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм,
Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в
формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного
познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их
описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений
биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и
происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости
рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и
окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении биологических проблем;
4

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при
травмах, соблюдение правил поведения в природе.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся
универсальных учебных действий (УУД), необходимых для качественного освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих(ППКРС).

5

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации
живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения
биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их
многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.
Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов,
общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых
существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.
Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение
биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на
планете.
Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие
идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В
соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука;
биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция;
вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению
важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному
природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.
При
отборе
содержания
учебной
дисциплины
«Биология»
использован
культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить
знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей
адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в
практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся,
формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира,
ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся
общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты,
анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и
использовать информацию из различных источников.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении
биологии контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной
аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего
образования (ППКРС).

6

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом из обязательной
предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле
учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Биология» входит в
состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для
профессий СПО.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
личностных:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной
среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее
достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами,
работе в коллективе;
готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий;
обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и
других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);
правил поведения в природной среде;
готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к
осуществлению профессиональной деятельности;
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
7

концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в
ходе работы с различными источниками информации;
способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,
способность к системному анализу глобальных экологических проблем,
вопросов состояния окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их
описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента, использованию информационных
технологий для решения научных и профессиональных задач;
способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора
и функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающиеся должны овладеть
универсальными учебными действиями
Универсальные учебные действия. /УУД/
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
Планирование (определение цели,
формирование основ гражданской
функций участников, способов
8

идентичности личности).
Смыслообразования («какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь
находить ответ на него).
Нравственно-этического
оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор).

взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация).
Управление
поведением
партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
задачи на основе соотнесения того, что уже
- поиск и выделение информации;
известно и усвоено учащимися, и того, что
- знаково-символические
ещё неизвестно).
- моделирование
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей
Логические
- анализ с целью выделения признаков
с учётом конечного результата; составление
(существенных, несущественных)
плана и последовательности действий).
- синтез как составление целого из частей,
Прогнозирование (предвосхищение
восполняя недостающие компоненты;
результата и уровня усвоения, его
- выбор оснований и критериев для
временных характеристик).
сравнения, сериации, классификации
Контроль (в форме сличения способа
объектов;
действия и его результата с заданным
- подведение под понятие, выведение
эталоном с целью обнаружения отклонений
следствий;
и отличий от эталона)
-установление причинно-следственных
Коррекция (внесение необходимых
связей;
дополнений и корректив в план и способ
- построение логической цепи рассуждений; действия в случае расхождения эталона,
- доказательство;
реального действия и его продукта).
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Оценка (выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что ещё
Действия постановки и решения
подлежит усвоению, осознание качества и
проблем:
- формулирование проблемы;
уровня усвоения).
- самостоятельное создание способов
Волевая саморегуляция (способность к
решения проблем творческого и поискового мобилизации сил и энергии; способность к
характера.
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий).
В соответствии с ФГОС профессионального образования обучающиеся должны
обладать общими компетенциями:
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
9

ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

10

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и
их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы
познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира и практической
деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий СПО и
специальностей СПО технического профиля профессионального образования.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция,
экосистема, биосфера.
Царства живой природы.
1. Учение о клетке
Химическая организация клетки. Клетка—элементарная живая система и
основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.
Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества
клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые
кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными
заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды
клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический
обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК—носитель наследственной информации.
Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном
организме.
Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации
Строение и структура белка.
Строение молекул ДНК и РНК.
Репликация ДНК.
Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток
растений и животных.
Строение вируса.
Фотографии схем строения хромосом.
Схема строения гена.
Митоз.
Практические занятия
11

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым
микропрепаратам.
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Размножениеорганизмов.Организм—единоецелое.Многообразиеорганизмов.
Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое
размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальноеразвитиеорганизма.Эмбриональныйэтапонтогенеза.Основные
стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное
развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как
свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии
организмов.
Индивидуальноеразвитиечеловека.Репродуктивноездоровье.Последствиявлияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие
человека.
Демонстрации
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки.
Митоз.
Бесполое размножение организмов.
Образование половых клеток.
Мейоз.
Оплодотворение у растений.
Индивидуальное развитие организма.
Типы постэмбрионального развития животных.
Практические занятия
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других
позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. Основы генетики и селекции
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о
закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель —
основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и
дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности.
Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни
человека, их причины и профилактика.
12

Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая,
изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика
человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и
изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика—теоретическая
основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных
растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах
многообразия
и происхождения культурных растений. Основные методы
селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения
современной селекции культурных растений, домашних животных и
микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты
некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных
(проблемы клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Сцепленное наследование.
Мутации.
Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних
животных.
Гибридизация.
Искусственный отбор.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Решение генетических задач.
Анализ фенотипической изменчивости.
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка
возможного их влияния на организм.
4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы
происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения,
развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в
процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его
организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в
развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании
современной естественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция—
структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные
13

представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен).
Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости
биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов.
Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и
биологический регресс.
Демонстрации
Критерии вида.
Структура популяции.
Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.
Эволюционное древо растительного мира.
Эволюционное древо животного мира.
Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практические занятия
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземновоздушной, почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
5. Происхождение человека
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о
происхождении человека. Доказательства родства человека с
млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас.
Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных.
Черты сходства человека и приматов.
Происхождение человека.
Человеческие расы.
Практические занятия
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
6. Основы экологии
Экология—наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические
системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи,
круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые
взаимоотношения
в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество,
паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.
Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера—глобальнаяэкосистема.УчениеВ.И.Вернадскогообиосфере.Роль
живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных
элементов(на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
14

Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека
в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на
окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные
экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и
охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей
природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям
и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Экологические пирамиды.
Схема экосистемы.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Биосфера.
Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.
Схема агроэкосистемы.
Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах
своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем
(например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного
поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной
экосистеме и в агроценозе.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы
(пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
7. Бионика
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой
особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их
использования для создания совершенных технических систем и устройств по
аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в
хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации
растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.
Трубчатые структуры в живой природе и технике.
Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и
технике.
Экскурсии
Многообразие видов.
Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
15

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных,
методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма,
сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.

16

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционные занятия
лабораторные и практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
№
урока

Содержание курса

Введение
Тема 1.Биология как комплекс наук о живой природе
Биология -комплекс наук о живой природе.
3-4
Уровни организации живой природы.
5-6
Роль биологии в формировании современной
7-8
естественнонаучной картины мира.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
9-10
Контрольная работа №1
11-12
Тема 2.Учение о клетке
Клетка -элементарная система.
13-14
Химическая организация клетки.
15-16
Органические и неорганические вещества клетки и живых
17-18
организмов.
19-20
Строение и функции клетки
21-22
Вирусы как неклеточная форма жизни.
23-24
Цитоплазма и клеточная мембрана.
25-26
Органоиды клетки
27-28
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
29-30
Строение и функции хромосом
31-32
Репликация ДНК
33-34
Генетический код.
35-36
Биосинтез белка.
37-38
Жизненный цикл клетки.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
39-40
Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения
41-42
организмов.
Митоз. Цитокинез.
43-44
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
45-46
Контрольная работа №2
47-48
Тема 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие
организмов.
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
49-50
Размножение – важнейшее свойство живых организмов.
51-52

1-2

272
238
34

Всего
часов

2
8
2
2
2

В т.ч.
практи
ческие
и
лабора
торные

1-2
2
1-2
1-2
1-2
2

2
34
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

2
2

2
2

2-3
2-3

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
26

Уровень
освоения

1-2
2-3
2-3

2
1-2
1-2
17

53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
71-72
73-74

Бесполое размножение.
Половое размножение. Мейоз.
Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный
этап онтогенеза.
Основные стадии эмбрионального развития.
Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп
позвоночных как свидетельство их эволюционного
родства.
Причины нарушений в развитии организмов.
Контрольная работа №3

Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ, загрязнения среды на развитие человека.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
75-76
Тема 4. Основы генетики и селекции

77-78
79-80
81-82
83-84
85-86
87-88
89-90
91-92
93-94
95-96
97-98
99-100
101-102
103-104
105-106
107-108
109-110
111-112
113-114
115-116
117-118
119-120
121-122
123-124
125-126
127-128

Основы учения о наследственности и изменчивости.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и
изменчивости организмов.
Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая
терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем.
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Хромосомная теория наследственности.
Взаимодействие генов.
Генетика пола.
Значение генетики для селекции и медицины.
Наследственные болезни человека, их причины и
профилактика.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Закономерности изменчивости.
Наследственная, или генотипическая, изменчивость.
Модификационная, или ненаследственная, изменчивость.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Генетика человека.
Генетика и медицина.
Материальные основы наследственности и изменчивости.
Генетика и эволюционная теория.
Генетика популяций.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Генетика — теоретическая основа селекции
Одомашнивание животных и выращивание культурных
растений — начальные этапы селекции.
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация и
искусственный отбор.

2
2
2

1-2
1-2
1-2

2
2
2

1-2
1-2
1-2

2
2
2
2
2

1-2
2-3
1-2
1-2
1-2

52
2
2

2
8

2-3
1-2
1-2

2

1-2

2
2
2
2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
2

2
2
2

2-3
1-2
1-2
1-2
2-3
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
2-3
1-2
1-2
1-2

2

1-2

2

1-2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

18

Основные достижения современной селекции культурных
растений, домашних животных и микроорганизмов.
131-132 Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
133-134 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7
135-136 Контрольная работа №4
Тема 5. Происхождение и развитие жизни на земле.
Эволюционное учение

129-130

2

1-2

2
2
2
44

1-2
2-3
2-3

8

137-138

Происхождение и начальные этапы развития жизни
на Земле.

2

1-2

139-140
141-142

Гипотезы происхождения жизни.
Изучение основных закономерностей возникновения,
развития и существования жизни на Земле.
Усложнение живых организмов в процессе эволюции.
Многообразие живого мира на Земле и современная его
организация.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8

2
2

1-2
1-2

2
2

1-2
1-2

143-144
145-146
147-148
149-150
151-152
153-154

История развития эволюционных идей.
Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии
эволюционных идей в биологии.
155-156 Эволюционное учение Ч.Дарвина.
157-158 Естественный отбор.
159-160 Роль эволюционного учения в формировании современной
естественно-научной картины мира.
161-162 Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его
критерии.
163-164 Популяция — структурная единица вида и эволюции.
165-166 Движущие силы эволюции.
167-168 Синтетическая теория эволюции.
169-170 Микроэволюция.
171-172 Современные представления о видообразовании
173-174 Макроэволюция.
175-176 Доказательства эволюции.
177-178 Причины вымирания видов.
179-180 Основные направления эволюционного прогресса.
181-182 Биологический прогресс и биологический регресс.
183-184 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9
185-186 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10
187-188 Контрольная работа №5
Тема 6. Происхождение человека
189-190 Антропогенез.
191-192 Эволюция приматов.
193-194 Современные гипотезы о происхождении человека.
195-196 Доказательства родства человека с млекопитающими
животными.
197-198 Этапы эволюции человека.
199-200 Этапы эволюции человека.
201-202 Человеческие расы.
203-204 Родство и единство происхождения человеческих рас.
205-206 Критика расизма.
207-208 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11

4

2-3

2
2

1-2
1-2

2
2
2

1-2
1-2
1-2

2

1-2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
2-3
2-3
2-3

2
2
2
20
2
2
2
2

4
1-2
1-2
1-2
1-2

2
2
2
2
2
4

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
2-3
19

209-210
211-212

Контрольная работа №6
Тема 7. Основы экологии
213-214 Экология - наука о взаимоотношениях организмов между
собой и окружающей средой.
215-216 Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
217-218 Экологические системы.
219-220 Видовая и пространственная структура экосистем.
221-222 Пищевые связи, круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах.
223-224 Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция,
симбиоз, хищничество, паразитизм.
225-226 Причины устойчивости и смены экосистем.
227-228 Сукцессии.
229-230 Искусственные сообщества — агроэкосистемы.
231-232 Искусственные сообщества — урбоэкосистемы.
233-234 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12
235-236 Биосфера – глобальная экосистема.
237-238 Учение В. И. Вернадского о биосфере.
239-240 Роль живых организмов в биосфере.
241-242 Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов
(на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
243-244 Биосфера и человек.
245-246 Изменения в биосфере.
247-248 Последствия деятельности человека в окружающей среде.
249-250 Воздействие производственной деятельности на
окружающую среду в области своей будущей профессии.
251-252 Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
253-254 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №13
255-256 Экология как теоретическая основа рационального
природопользования и охраны природы.
257-258 Ноосфера.
259-260 Правила поведения людей в окружающей природной среде.
261-262 Бережное отношение к биологическим объектам
(растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
263-264 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14

265-266
267-268

Контрольная работа №7
Тема 8. Бионика
169-270 Бионика как одно из направлений биологии и
кибернетики.

271-272
ВСЕГО

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2
48
2

2-3
8
1-2

2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2

2

1-2

2
2
2
2
2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
2-3
1-2
1-2
1-2
1-2

2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2

2
2

1-2
2-3
1-2

2
2
2

1-2
1-2
1-2

2

2

4
2
2
2
2
272

2-3
2-3
1-2
3

34

1. Ознакомительный - узнавание ранее изученных объектов, свойств.
2. Репродуктивный – выполнение деятельности по образцу. Инструкции и под руководством
3. Продуктивный – планирование, самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач

20

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание
обучения
Введение

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Ознакомление с биологическими системами разного уровня:
клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой.
Определение роли биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира и практической деятельности
людей.
Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному
отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охране
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая
организация
клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и
неживых объектов.
Получение представления о роли органических и неорганических
веществ в клетке

Строение и
функции
клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия
клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на
готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым
микропрепаратам

Обмен веществ
и превращение
энергии в
клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза
белка.
Получение представления о пространственной структуре белка,
молекул ДНК и РНК

Жизненный
цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.
Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка—
элементарная живая система и основная структурнофункциональная единица всех живых организмов

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ
Размножение
Овладениезнаниямиоразмножениикаковажнейшемсвойствежи
организмов
выхорганизмов.
Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза,
определяя эволюционную роль этих видов деления клетки
Индивидуальн
Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере
ое развитие
развития позвоночных животных.
организма
Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на
примере человека. Ознакомление с при- чинами нарушений в
развитии организмов.
Развитие умения правильно формировать доказательную базу
эволюционного развития животного мира

Индивидуальн
ое развитие
человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека
и других позвоночных как доказательства их эволюционного
родства.
Получение представления о последствиях влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и
репродуктивное здоровье человека
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Закономерност
и
изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной
изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого
мира.
Получение представления о связи генетики и медицины.
Ознакомление с наследственными болезнями человека, их
причинами и профилактикой.
Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на
наследственность на видеоматериале.
Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в
окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на
организм

Основы
селекции
растений,
животных и
микроорганиз
мов

Получение представления о генетике как о теоретической основе
селекции.
Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на
карте центров многообразия и происхождения культурных
растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым.
Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение
разбираться в этических аспектах некоторых достижений в
биотехнологии: клонировании животных и проблемах
клонирования человека.
Ознакомление с основными достижениями современной селекции
культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ
УЧЕНИЕ
Происхождение Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
и начальные
Получение представления об усложнении живых организмов на
этапы
Земле в процессе эволюции.
развития
Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные
жизни на Земле особенности организмов, их относительный характер.
Ознакомление с некоторыми представителями редких и
исчезающих видов растений и животных.
Проведение описания особей одного вида по морфологическому
критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт
приспособленности организмов к разным средам обитания (водной,
наземно-воздушной, почвенной)

История
развития
эволюционных
идей

Изучение наследия человечества на примере знакомства с
историей развития эволюционных идей К.Линнея,
Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. Оценивание роли эволюционного
учения в формировании современной естественно-научной
картины мира.
Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически
22

обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать
мнения собеседников, признавая право другого человека на иное
мнение
Микроэволюци
яи
макроэволюци
я

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров
того, что популяция — структурная единица вида и эволюции.
Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее
доказательствами.
Усвоение того, что основными направлениями эволюционного
прогресса являются биологический прогресс и биологический
регресс.
Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического
многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного
ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной
характеристике человека и приматов, доказывая их родство.
Выявление этапов эволюции человека
Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их
Человеческие
родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика
расы
расизма во всех его проявлениях
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.
наука о
Знакомство с экологическими системами, их видовой и
взаимоотношен пространственной структурами. Умение объяснять причины
иях
устойчивости и смены экосистем.
организмов
Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме:
между собой и
конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.
окружающей
Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые
средой
цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.
Знание отличительных признаков искусственных сообществ —
агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных при- родных
систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы
(например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в
природной экосистеме и агроценозе
Биосфера Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о
глобальная
глобальной экосистеме.
экосистема
Наличие представления о схеме экосистемы на примере
биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в
биосфере.
Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на
конкретных примерах
Биосфера и
Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями
человек
деятельности человека в окружающей среде. Умение определять
воздействие производственной деятельности на окружающую среду
в области своей будущей профессии.
Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и
умение определять пути их решения.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы
(пресноводного аквариума). Решение экологических задач.
Демонстрирование умения постановки целей деятельности,
23

планирования собственной деятельности для достижения
поставленных целей, предвидения возможных результатов этих
действий, организации самоконтроля и оценки полученных
результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе,
бережному отношению к биологическим объектам (растениям,
животным и их сообществам) и их охране
БИОНИКА
Бионика как
одно из
направлений
биологии и
кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной
деятельности людей морфофункциональных черт организации
растений и животных при создании совершенных технических
систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с
трубчатыми структурами в живой природе и технике,
аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой
природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры,
используемые в строительстве

24

6.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
6.1.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет с
оборудованием:
 Компьютер
 Мультимедийный проектор
 рабочее место для преподавателя;
 столы двухместные ученические в комплекте со стульями
6.2. Перечень электронного дидактического материала в кабинете.
- Исследовательские проекты обучающихся.
- Раздаточный материал по разделам биологии.
- Программы для контроля уровня знаний и умений по биологии.
- Ресурсы Интернета и образовательной информации по биологии.
- Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
6.3.Литература
Для обучающихся:
Основные источники:
1. Константинов В.М. Биология для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профелей: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М.
Константинова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.– 336
с.
Дополнительные источники:
1. Константинов В.М. Общая биология Учебное пособие для студентов
образовательных учреждений среднего профессионального образования /
В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013.
2. Электронно-библиотечная система «Знаниум»www.znanium.com
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
25

программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
1. Константинов В.М. Биология для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профелей: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М.
Константинова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336
с.
2. Константинов В.М. Общая биология Учебное пособие для студентов
образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.М.
Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева. – М.: Издательский центр «Академия»,
2013.
Интернет-ресурсы
1. Электронно-библиотечная система «Знаниум» www.znanium.com
http://bioformation.ru/uzitelu/poles-silki/saiti-po-biologii-a.html

26

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
В реализации рабочей учебной программы «Биология» осуществляется текущий и
итоговый контроль, в котором определяются индивидуальные образовательные
достижения обучающихся в освоенных УУД, компетенциях и знаниях.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий.
Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного
зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной
дисциплине разрабатываются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся не
позднее двух месяцев от начала обучения.
По всем контрольным точкам применяется критериальная система оценки. В
качестве критериев выступают признаки сформированных УУД и ОК. Набранная сумма
баллов при выполнении заданий обучающимися соотносится с универсальной шкалой
оценки и определяется отметкой.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 - 100
80 - 89
70 - 79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

27

Формы и методы контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний

Раздел (тема)
учебной
дисциплины
Тема 1.
Учение о
клетке.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой
и неживой природы;
сравнивать биологические объекты:
химический состав тел живой и неживой природы,
зародышей человека и других животных,
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках,
справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и
критически ее оценивать;
Знать/понимать:
основные положения и закономерностей
клеточной теории;
строение и функционирование клетки, генов
и хромосом;
сущность биологических процессов:
круговорот веществ и превращение энергии в клетке;
биологическую терминологию и символику;

Формир
уемые
ОК
ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК 06

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль: устный и
письменный ответ.
Разработаны критерии устного и
письменного ответа.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Методы
биологических исследований.
Приготовление микропрепарата и работа с
ним.

Разработаны критерии оценки
выполнения практической работы №1.

Универсальные
учебные действия
(УУД)
Личностные:
-самоопределение
-смыслообразование
-нравственноэтическое оценивание
усеваемого
содержания
-осознание
ответственности
-самооценка на основе
критерия успешности
-адекватное
понимание причин
успеха/ неуспеха в
учебной деятельности
-следование в
поведение моральным
нормам и этическим
требования;

28

Тема 2.
Организм.
Размножение
и индивидуаль
ное развитие
организмов.

Тема 3.
Основы
генетики и
селекции.

Уметь:
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ
на эмбриональное и постэмбриональное развитие
человека; влияние экологических факторов на живые
организмы, влияние мутагенов на растения,
животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие
организмов и окружающей среды; нарушения в
развитии организмов, мутации и их значение в
возникновении наследственных заболеваний;
выявлять приспособления организмов к среде
обитания, источники и наличие мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты:
химический состав тел живой и неживой природы,
зародышей человека и других животных, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках,
справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и
критически ее оценивать;
Знать/понимать:
строение и функционирование биологических
объектов: клетки, генов и хромосом;
сущность биологических процессов:
размножения, оплодотворения;
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира;
нарушения в развитии организмов, мутации и
их значение в возникновении наследственных
заболеваний;

ОК01
ОК02
ОК 03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Сравнение
строения клеток растений и животных по
готовым микропрепаратам.

ОК01
ОК02
ОК 03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК 07

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Выявление
и описание признаков сходства зародышей
человека и других позвоночных.

Разработаны критерии оценки
выполнения практической работы №2.

Разработаны критерии оценки
выполнения практической работы №3.

Познавательные:
-анализ, синтез,
сравнение,
обобщение, аналогия,
классификация,
сериация
-извлечение
необходимой
информации из
текстов
-использование
знаковосимволических
средств
-осознанное и
произвольное
построение
Речевого
высказывания
-подведение под
понятие
-определение
основной и
второстепенной
информации
-постановка и
формулирование
проблемы
-структурирование
знаний
29

решать элементарные биологические задачи;
составлять элементарные схемы скрещивании;
находить информацию о биологических объектах в
различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах,
ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Знать/понимать:
основные положения биологических теорий и
закономерностей: законы Г.Менделя,
закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических
объектов: генов и хромосом;
вклад выдающихся (в том числе
отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
Тема 4.
объяснять роль биологии в формировании
Происхождени научного
мировоззрения; вклад биологических
е и развитие
теорий
в
формирование
современной
жизни на
естественнонаучной
картины
мира;
земле.
единство живой и неживой природы, родство
Эволюционно живых организмов;
е учение.
причины и факторы эволюции, изменяемость
видов; необходимость сохранения многообразия
видов;
выявлять приспособления организмов к среде
обитания, источники и наличие мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
находить информацию о биологических объектах в
различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах,
ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Знать/понимать:
основные положения биологических теорий и
закономерностей: эволюционного учения,
сущность биологических процессов: действия
искусственного и естественного отбора,

ОК 09
ОК 10
ОК 11

ОК01
ОК02
ОК 03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Составление простейших схем
моногибридного и дигибридного
скрещивания.

Разработаны критерии оценки
выполнения практической работы №4.

-установление
причинноследственных связей
-выполнение действий
по алгоритму
-моделирование
-построение
логической цепи
рассуждений,
выведение следствий
доказательство
-доказательство
-понимание текстов
-выполнение действий
по алгоритму
-самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности
-рефлексия способов и
условий действия;

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 Анализ
фенотипической изменчивости.

Разработаны критерии оценки
выполнения практической работы №5.

Коммуникативные:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 Решение
генетических задач.

-выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 Выявление
-учёт разных мнений,
мутагенов в окружающей среде и косвенная - координирование в
оценка возможного их влияния на
сотрудничестве
организм.
разных позиций
Разработаны критерии оценки
-использование
выполнения практической работы №7.
критериев для
обоснования своего
Разработаны критерии оценки
выполнения практической работы №6.

30

формирование приспособленности, происхождение
видов,
вклад выдающихся (в том числе
отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
Тема 5
объяснять роль биологии в формировании
Происхождени научного мировоззрения; вклад биологических
е человека.
теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой
и неживой природы, родство живых организмов;
анализировать и оценивать различные
гипотезы о сущности, происхождении жизни и
человека, находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках,
справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и
критически ее оценивать;
Знать/понимать:
вклад выдающихся (в том числе
отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
Уметь:
Тема 6.
влияние экологических факторов на живые
Основы
организмы,
влияние мутагенов на растения,
экологии.
животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие
организмов и окружающей среды; устойчивость,
развитие и смены экосистем; необходимость
сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи;
составлять схемы переноса веществ и передачи
энергии в экосистемах (цепи питания);
выявлять антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты:
природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности;
анализировать и оценивать глобальные

ОК01
ОК02
ОК 03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 Анализ и
оценка различных гипотез происхождения
жизни.

Разработаны критерии выполнения
практической работы №8
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9 Описание
особей одного вида по морфологическому
критерию.

Разработаны критерии выполнения
практической работы №9
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10
Приспособление организмов к разным
средам обитания (водной, наземновоздушной, почвенной).

Разработаны критерии выполнения
практической работы №10
ОК01
ОК02
ОК 03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11 Анализ и
оценка различных гипотез о
происхождении человека.

Разработаны критерии выполнения
практической работы №11

рассуждения
-разрешение
конфликтов
- адекватное
использование
речевых средств для
решения
коммуникационных
задач
-формулирование и
аргументация своего
мнения в
коммуникации
-достижение
договорённостей и
согласование общего
решения;
Регулятивные:
-целеполагание
-планирование
учебного
сотрудничества с
преподавателем и
коллегами
-выполнение
пробного учебного
действия
-фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
-волевая
саморегуляция в
ситуации затруднения
31

Тема 7.
Бионика.

экологические проблемы и их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в
различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах,
ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Знать/понимать:
основные положения биологических теорий и
закономерностей: учения В.И.Вернадского о
биосфере;
строение и функционирование биологических
объектов: структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: в
экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе
отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
находить информацию о биологических объектах в
различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах,
ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Знать/понимать:
вклад выдающихся (в том числе
отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
биологическую терминологию и символику;

-контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности
-контроль, коррекция,
оценка.

ОК01
ОК02
ОК 03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12
Сравнительное описание одной из
естественных природных систем (например,
леса) и какой-нибудь агроэкосистемы
(например, пшеничного поля).

Разработаны критерии выполнения
практической работы №12
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №13
Составление схем передачи веществ и
энергии по цепям питания в природной
экосистеме и в агроценозе.

Разработаны критерии выполнения
практической работы №13
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14 Описание
антропогенных изменений в естественных
природных ландшафтах своей
местности.

Разработаны критерии выполнения
32

Дифференцир
ованный зачет

Знать основной материал содержания биологии в
соответствии с требованиями ФГОС среднего
(полного) общего образования
Уметь применять знания для решения
практических задач

практической работы №14
Дифференцированный зачет (тест)
Разработаны критерии оценки тестовой
работы.

33

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только
сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностныерезультаты
- российскаягражданскаяидентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе
усвоенияобщечеловеческихценностей;
-гражданскаяпозициякакактивногои
ответственногочленароссийскогообщества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному
уровнюразвития
науки и общественной
практики, основанногона
диалоге культур, а также
различныхформ
общественногосознания,
осознаниесвоегоместа в
поликультурноммире;
-сформированность основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими

Основные показатели оценки результата
- проявлениегражданственности, патриотизма;
- знаниеисториисвоейстраны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

- проявлениеактивнойжизненнойпозиции;
- проявление уважения к национальным и культурным
традициямнародов РФ;
- уважениеобщечеловеческих и демократических
ценностей

Формы и методы контроля и
оценки
Интерпретациярезультатов
наблюденийзадеятельностью
обучающегося в процессе
освоенияобразовательной
программы

Интерпретациярезультатов
наблюденийзадеятельностью
обучающегося в процессе
освоенияобразовательной
программы.

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

- демонстрациясформированностимировоззрения,
отвечающегосовременнымреалиям;
- проявлениеобщественногосознания;
- воспитанность и тактичность;
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой
деятельности.

Интерпретациярезультатов
наблюденийзадеятельностью
обучающегося в процессе
освоенияобразовательной
программы

34

ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственнойдеятельности;
толерантное
сознание
и поведение
в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,находитьобщиецелии
сотрудничатьдляихдостижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественнополезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественнойдеятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
общественныхотношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительнойдеятельностью, неприятиевредных
привычек:
курения, употребления
алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первуюпомощь;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
мастерами в ходеобучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при
выполненииразличногородадеятельности

- демонстрация желания учиться;
- сознательное отношение к продолжению образования в
ВУЗе

- умение ценить прекрасное.

- готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивныхсекциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своѐм здоровье и здоровье окружающих;
- оказаниепервойпомощи

Успешноепрохождение
учебнойпрактики.
Участие в коллективных
мероприятиях, проводимыхна
различныхуровнях

Интерпретациярезультатов
наблюденийзадеятельностью
обучающегося в процессе
освоенияобразовательной
программы.
Участие в коллективных
мероприятиях, проводимыхна
различныхуровнях

Спортивно-массовые
мероприятия
Дниздоровья

35

- осознанный выбор будущей профессии и
возможностейреализации
собственныхжизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональныхпроблем;
- сформированность экологическогомышления,
понимания
влияния
социально-экономических
процессов насостояние
природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;

- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения
профессиональныхзадач

- экологическоемировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и
охраныприроды

Занятияпоспециальным
дисциплинам
Учебнаяпрактика

Мероприятияпоозеленению
территории.

- уважение к семейнымценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассныемероприятия,
посвящѐнныеинституту
семьи.

метапредметныерезультаты
умениесамостоятельноопределятьцели
деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельноосуществлять, контролировать и
корректироватьдеятельность; использоватьвсе
возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения
общеобразовательныхдисциплин;
- умениепланироватьсобственнуюдеятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей
деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения
поставленныхцелей

Контрольграфикавыполнения
индивидуальной
самостоятельнойработы
обучающегося

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать
в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективноразрешатьконфликты;

- демонстрациякоммуникативныхспособностей;
- умение вести диалог, учитывая позицию других
участниковдеятельности;
- умениеразрешитьконфликтнуюситуацию

Наблюдениезаролью
обучающегося в группе;
портфолио

36

- владениенавыкамипознавательной, учебноисследовательскойипроектнойдеятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных
методовпознания;
- готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретироватьинформацию, получаемуюиз
различныхисточников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики,техникибезопасности,гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норминформационнойбезопасности;
- умение определять назначение и функции
различныхсоциальныхинститутов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской
и проектнойдеятельности;
- использованиеразличныхметодоврешения
практическихзадач

Семинары
Конкурсы
Олимпиады

- эффективныйпоискнеобходимойинформации;
- использованиеразличныхисточниковинформации,
включаяэлектронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать необходимую информацию для выполнения
поставленныхучебныхзадач;
-соблюдениетехникибезопасности,гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационнойбезопасности.

Подготовкарефератов,
докладов..
Наблюдениезанавыками
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационныхсетях.

- сформированность представлений о различных
социальных институтах и их функциях в
обществе
(институте семьи, институте образования, институте
здравоохранения, институтегосударственнойвласти,
институте
парламентаризма,
институте
частной
собственности, институте религии и т. д.)
- демонстрацияспособностисамостоятельнодавать
оценку ситуации и находить выход изнеѐ;
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы

Деловыеигры-моделирование
социальных и
профессиональныхситуаций.

Интерпретациярезультатов
наблюденийзадеятельностью
обучающегося в процессе
освоенияобразовательной
программы
37

- владение навыками познавательной рефлексии как
- умение оценивать свою собственную деятельность,
осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и
средствихдостижения.

- осознанный выбор будущей профессии и
возможностейреализации
собственныхжизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональныхпроблем;
- сформированность экологическогомышления,
понимания
влияния
социально-экономических
процессов насостояние
природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;

- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения
профессиональныхзадач

- экологическоемировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и
охраныприроды

- уважение к семейнымценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Интерпретациярезультатов
наблюденийзадеятельностью
обучающегося в процессе
освоенияобразовательной
программы

Занятияпоспециальным
дисциплинам
Учебнаяпрактика

Мероприятияпоозеленению
территории.
Внеклассныемероприятия,
посвящѐнныеинституту
семьи.

38

Приложение 1.
Практические работы
№ практической
работы
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
№13
№14

Содержание
Методы биологических исследований. Приготовление
микропрепарата и работа с ним.
Сравнение строения клеток растений и животных по
готовым микропрепаратам.
Выявление и описание признаков сходства зародышей
человека и других позвоночных.
Составление простейших схем моногибридного и
дигибридного скрещивания.
Анализ фенотипической изменчивости.
Решение генетических задач.
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная
оценка возможного их влияния на организм.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Описание особей одного вида по морфологическому
критерию.
Приспособление организмов к разным средам обитания
(водной, наземно-воздушной, почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез о
происхождении человека.
Сравнительное описание одной из естественных природных
систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы
(например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям
питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Описание антропогенных изменений в естественных
природных ландшафтах своей местности.

итого

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
4
34

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».