Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Селиванова Влада Борисовна, преподаватель, высшая квалификационная категория. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 12 Введение в специальность и проектную деятельность 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена Введение в специальность и проектную деятельность является вариативной общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена. Учебная дисциплина способствует формированию профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01-ОК.07, ОК.09, ПК 1.1-ПК.1.4, ПК.2.1-ПК.2.2, ПК 3.1.- ПК 3.3. 1.1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, Умения Знания ОК ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.1.ПК 3.3. – - правильно подбирать необходимую информацию из различных источников и Интернет – ресурсов; – различать понятия «методология» и «методы»; – видеть методологические основы собственного научного поиска; – составлять план работы; – вводить автора в текст своей работы с последующей ссылкой; – определять методы исследования для собственного научного поиска; – разрабатывать методы исследования в соответствии с темой исследовательской работы; – выбирать и определять характер собственного исследования; – использовать элементы педагогического эксперимента в собственном 4 – - определение науки, области научных знаний, методы получения этих знаний; – содержание основных понятий и категорий научного поиска; – понимать значение научных знаний для своей профессиональной деятельности; – сущность учебноисследовательской работы и методы ее осуществления; – сущность и компоненты методологических знаний; – особенности работы с научной литературой; – правила использования прочитанной литературы в собственном исследовании; – требования к составлению плана своей работы; – многообразие видов методов исследовании; – оформлять свою курсовую работу в соответствии с требованиями; – оформлять свою выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями; – структурировать материал для защиты исследовательской работы; – наглядно представлять результаты исследовательской работы. . 1.4 исследования; – особенности различных видов исследовательской работы; – специфику опытноэкспериментальной работы как наиболее сложного и эффективного вида исследования; – требования к курсовой работе; – основные этапы подготовки курсовой работы; – структуру и содержание курсовой работы; – требования к оформлению курсовой работы; – основные требования к процедуре защиты курсовой работы; – основные критерии оценки курсовой работы; – требования к выпускной квалификационной работе; – основные этапы подготовки выпускной квалификационной работы; – структуру и содержание выпускной квалификационной работы; – требования к оформлению выпускной квалификационной работы – основные требования к процедуре защиты выпускной квалификационной работы; – основные критерии оценки выпускной квалификационной работы; – основные требования к алгоритму подготовки защитного слова; – основные требования к составлению презентации в программе PowerPoint. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: объем образовательной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе: аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 60 часов. 5 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) 60 Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) 60 в том числе: практические занятия 26 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) в том числе: Выполнение расчетных заданий к лабораторно-практическим работам, подготовка к их защите. Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по вопросам и заданиям разных уровней Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Введение в специальность и проектную деятельность Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия Кол-во разделов и тем самостоятельная работа обучающихся часов 1 2 3 Введение Содержание учебного материала 1 Цели и задачи учебной дисциплины. Связь его с другими дисциплинами учебного плана 2 подготовки техника-технолога. Методические рекомендации студентам по освоению учебного материала дисциплины Специфика и Содержание учебного материала методология 2 1 Методологические основы и методы научного исследования. Задачи исследования формы научного представления. Определение науки, научного исследования. Наука и практика как единая система исследования 2 Выявление проблематики современных исследований на основе просмотра журналов 2 исследовательского характера «Цемент», «Стекло», «Огнеупоры» Технология Содержание учебного материала работы с 2 1Способы получения научной информации, фиксация информации, ее систематизация. Виды записей: информацион тезирование, цитирование, аннотирование, конспектирование, реферирование ными Практические занятия 2 источниками 1 Составление библиографии Методы научного исследования Содержание учебного материала 1 Общая характеристика методов исследования. Выбор методов исследования. Теоретические методы 2 Сущность научного эксперимента. Виды экспериментов. Этапы проведения экспериментального исследования. Выбор числа исследуемых. Отбор методик. Оптимальность научного эксперимента Практические занятия 1 Подбор из литературы и разработка методов исследования для собственного исследования Самостоятельная работа обучающихся 2 Организация Содержание учебного материала исследовательс 1 Различные виды исследовательской работы студентов: теоретическая, опытно – практическая, кой опытноопытно – экспериментальная работа. Характеристика особенностей каждого из этих видов экспериментал исследовательской деятельности. ьной работы Практические занятия 7 2 4 Уровень освоения 4 1 1 1 2 2 2-3 2 6 2 4 2 Возможности использования элементов научного эксперимента в собственном исследовании студентов 1 Тема 5 Требования к разработке и оформлению исследователь ской работы Тема 6 Процедура защиты исследователь ской работы Содержание учебного материала 1 Общие основы выполнения курсовой работы. Основные этапы подготовки курсовой работы 2 Структура и содержание курсовой работы. Оформление курсовой работы Содержание учебного материала 1 Процедура защиты исследовательской работы. Основные критерии оценки исследовательской работы Практические занятия 1 Знакомство студентов с ранее выполненными курсовыми работами. Анализ особенностей оформления работ 2 Оформление индивидуальной работы Тема 6 Содержание учебного материала Требования к 1 Общие основы выполнения выпускной квалификационной работы. Структура и содержание ВКР разработке и 2 Оформление выпускной квалификационной работы. оформлению 3 Процедура защиты ВКР. Основные критерии оценки ВКР. выпускной Практические занятия квалификацио 1 Знакомство студентов с ранее выполненными выпускными квалификационными работами нной работы 2 Анализ особенностей оформления работ Тема 7 Содержание учебного материала Презентация 1 Процедура защиты исследовательской работы исследователь 2 Требования к написанию доклада. Требования к компьютерной презентации ской работы Содержание учебного материала Тема 7 Научная 1 Труд ка деятельность. Многообразие профессий и специальностей Квалификационные требования к организация специалисту труда Работоспособность мозга и научно-исследовательская деятельность. Приемы и способы поддержания и восстановления работоспособности студентов Дифференцированный зачет 8 2 2 2 2 4 2 -3 6 2 2 2 3 3 3 6 2 4 6 2 3 3 2-3 ВСЕГО 60 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 2.3 Тематический план учебной дисциплины Введение в специальность и проектную деятельность № заняти я № уроков Тема занятия Количество часов практи всего ческих Уровень освоени я 1 1-2 Организация научно-исследовательской деятельности в России 2 1 2 3-4 Методологические основы и методы научного исследования 2 1 3 5-6 Выявление проблемы современных исследований 2 1 4 7-8 Практическое занятие 1 Обоснование темы исследования 2 5 9-10 Технология работы с информационными источниками 2 6 11-12 Практическое занятие 2 Составление библиографии 2 7 13-14 Общая характеристика методов исследования 2 1 8 15-16 Эксперимент: виды, этапы проведения 2 1 9 17-18 Практическое занятие 3 Редактирование документа 2 10 19-20 Организация исследовательской работы студентов 2 11 21-22 12 23-24 Практическое занятие 4 Возможности использования элементов научного исследования Требования к оформлению работы 13 25-26 Практическое занятие 5 Редактирование исследовательской работы 14 27-28 Практическое занятие 6 Форматирование исследовательской работы 15 29-30 Практическое занятие 6 Форматирование исследовательской работы 16 31-32 17 33-34 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 Процедура защиты проекта 2 2 2 Практическое занятие 7 Форматирование приложений 2 2 2 10 2 2 18 35-36 Основные критерии оценки исследовательской работы 2 1 19 37-38 2 2 2 20 39-40 Практическое занятие 8 Знакомство с готовыми курсовыми проектами Практическое занятие 9 Подготовка индивидуального проекта 2 2 2 21 41-42 Практическое занятие 10 Подготовка выступления на защиту проекта 2 2 2 22 43-44 Методика подготовки материалов для сопровождения выступления 2 2 23 45-46 24 47-48 Практическое занятие 11 Подготовка презентации к защите проекта Практическое занятие 12 Подготовка учебного проекта 2 2 2 1 2 2 25 49-50 Процедура нормоконтроля проекта 2 2 2 26 51-52 Труд как деятельность. Многообразие профессий и специальностей 2 27 53-54 Квалификационные требования к специалисту 2 28 55-56 Основы персонального менеджмента 2 29 57-58 Защита учебного проекта 30 59-60 1 2 22 2 2 2 Дифференцированный зачет 2 2 2 итого 60 26 11 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально - техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий. Оборудование кабинета и рабочих мест: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - доска меловая (магнитная; Технические средства обучения: проектор мультимедийный; экран (антибликовый). 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебное пособие для студентов средне профессиональных образований 2 К. Г. Земляной Основы научных исследований и инженерного творчества (учебноисследовательская и научно-исследовательская работа студента): Учебно-методическое пособие / Земляной К.Г., Павлова И.А., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017. - 68 с. 3 Дополнительные источники: 1 Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.В. Бережнова. – М., 2005165с. 2 Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений / Л.В. Борикова, Н.А. Виноградова– М. Академия, 2000-256 с. 3 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И Колесникова. – М., 2003-183с. Интернет-ресурсы http://znanium.com/catalog/product/550292 12 4 КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3). Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1). Таблица 4.1- Универсальная шкала Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно 13 Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний Раздел (тема) учебной дисциплины Специфика и методология научного исследования Технология работы с информационными источниками Методы научного исследования Организация исследовательской опытноэкспериментальной работы студентов Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели результатов подготовки уметь: -различать понятия «методология» и «методы» -видеть методологические основы собственного научного поиска Полное освоение знать: знаний и умений в - сущность и компоненты методологических знаний; соответствии с уметь: требованиями ФГОС, -правильно подбирать необходимую информацию из различных рабочей программой. источников и Интернет-ресурсов; Показатель признака -составлять план работы; проявления знаний, -вводить автора в текст своей работы с последующей ссылкой; умений, компетенций знать: ОК1-9 - особенности работы с научной литературой; правила использования прочитанной литературы в собственном исследовании; требования к составлению плана своей работы Полное освоение уметь: - определять методы исследования для собственного знаний и умений в научного поиска; соответствии с -разрабатывать методы исследования в соответствии с требованиями ФГОС, темой исследовательской работы; рабочей программой. Показатель признака знать: -сущность понятия «методы научного исследования»; проявления знаний, - многообразие видов методов исследования; умений, компетенций ОК1-9 уметь: - выбирать и определять характер собственного исследования; -использовать элементы научного эксперимента в собственном исследовании; знать: 14 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты индивидуальных образовательных достижений: входная диагностика; текущий контроль(устный и письменный ответ); практические занятия 1,2; определяются по разработанным критериям оценок (Сумма баллов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой) Результаты индивидуальных образовательных достижений: текущий контроль(устный и письменный ответ); практические занятия 3,4; определяются по разработанным критериям оценок (Сумма бал лов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой) Требования к разработке и оформлению курсовой работы ребования к разработке и оформлению выпускной квалификационной работы Презентация исследовательской работы особенности различных видов исследовательской работы; -специфику опытно-экспериментальной работы как наиболее сложного и эффективного вида исследования уметь: оформлять свою курсовую работу в соответствии с требованиями; знать: - требования к курсовой работе; -основные этапы подготовки курсовой работы; -структуру и содержание курсовой работы; -требования к оформлению курсовой работы; -основные требования к процедуре защиты курсовой работы; -основные критерии оценки курсовой работы; знать: -требования к выпускной квалификационной работе; -основные этапы подготовки выпускной квалификационной работы; -структуру и содержание выпускной квалификационной работы; -требования к оформлению выпускной квалификационной работы -основные требования к процедуре защиты выпускной квалификационной работы; -основные критерии оценки выпускной квалификационной работы; уметь: -оформлять свою выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями; знать: -основные требования к алгоритму подготовки защитного слова; 15 Полное освоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой. Показатель признака проявления знаний, умений, компетенций ОК1-9 Результаты индивидуальных образовательных достижений: текущий контроль(устный и письменный ответ); практические занятия 5,6; определяются по разработанным критериям оценок (Сумма бал лов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой) Полное освоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой. Показатель признака проявления знаний, умений, компетенций ОК1-9 Демонстрация пробной защиты курсовой или выпускной квалификационной работы. Полное освоение знаний и умений в соответствии с Результаты индивидуальных образовательных достижений: текущий контроль(устный и письменный ответ); практические занятия 7,8 определяются по разработанным критериям оценок (Сумма бал лов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой) Результаты индивидуальных образовательных достижений: текущий контроль(устный и -основные требования к составлению презентации в программе Power Point уметь: -структурировать материал для защиты исследовательской работы; -наглядно представлять результаты исследовательской работы. 16 требованиями ФГОС, письменный ответ); рабочей программой. контроль по темам, разделам; Показатель признака практические занятия проявления знаний, 9,10,11,12 умений, компетенций ОК1-9 Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций Результаты (освоенные общие компетенции) ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; OK 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; 17 Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Проявление интереса к будущей профессии Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Обоснование выбора решений в стандартных и нестандартных ситуациях Проявление умения эффективного поиска необходимой информации Использование различных источников, включая электронные Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Осуществление самоанализа результатов собственной работы и коррекции Организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины. Определение целей и задач для достижения результата Анализ инноваций в области производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Результаты сформированности компетенций определяют по контрольным точкам на основании разработанных критериев оценки. Критериальная система оценки по признакам проявления компетенций 18