РП 2020г.Информатика 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС
СПО) по специальности13.02.11 Техническая эксплуатации обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), приказ № 1196 от 07.11.2017 г.; ФГОС СОО приказ №413 от 17 мая 2012 г. (изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г.,
№1645 от 31.12.2015 г.№1578 от 29.06.2017), Примерной основной образовательной программы
среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з)
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Селиванова Влада Борисовна, преподаватель ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

5

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

6

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

21

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную пр ограмму среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования
при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образов ания, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получе ния
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой пр офессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департ амента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих
целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
­ формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития;
­ формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при
этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
­ развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
­ приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной, деятельности;
­ приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной
деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных
систем, распространение и использование информации;
­ владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
­

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением

4

среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Информатика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах осво ения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного
материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов тематику
практических занятий, проектной деятельности, рефератов, виды само стоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих
и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего обр азования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образовани я
(ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности челов ека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида р ешать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и
коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке
труда.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического профиля профессионального
образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемых
профессий или специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изуче ние отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере
практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
­
­
­
­
­

«Информационная деятельность человека»;
«Информация и информационные процессы»;
«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».

Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изуч ение информатики для различных профилей профессионального образования и обесп ечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного

5

материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в
дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению
практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у
студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемых профессий СПО и специальностей СПО, предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение прак тических
занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы
необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в сред ствах
массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов
умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства
ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки
и предоставления информации.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при
изучении информатики контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной
аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего
образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной
области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика» изучается в общ еобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образов ания с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебном плане место учебной дисциплины «Информатика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования соответствующего профиля пр офессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечествен ной
информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
•

6

готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по
решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций;
-

метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства,
необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и проце ссов;
использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением тр ебований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представ ляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
•

предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструк-

7

ций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах упра вления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке
для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ,
соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами
коммуникаций в Интернете.
Соответственно ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования формируются общие
компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической,
социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении
профессии СПО.
1. Информация и информационные процессы
1.1. Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
1.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
1.2.1.
Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические
и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
1.2.2.
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых
носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
1.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных
системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
2. Информационная деятельность человека
2.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических
средств и информационных ресурсов.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности
(специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем).
2.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной
сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.
Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).Портал государственных услуг.
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие
компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных
целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к
компьютеру и их настройка.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в
локальных компьютерных сетях.
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
4.1.1.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
Гипертекстовое представление информации.
4.1.2.
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). Средства графического представления статистических данных (дело-

9

вая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой
графики.
4.1.3.
Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных
средах.
5. Телекоммуникационные технологии
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных
технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения,
провайдер.
Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации.
5.1.1.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые
сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия
поиска.
5.1.2.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в
Интернете. Интернет-журналы и СМИ.
5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.).

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с пол учением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) объём образовательной нагрузки обучающихся составляет: 110 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
1. Информационная деятельность человека
2. Информация и информационные процессы
3. Средства ИКТ
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
5. Телекоммуникационные технологии
Итого

1
7
26
20
32
24
110

№ занятия

№ уроков

Введение
1
1

Тема занятия

Введение. Правила техники безопасности и гигиена труда

Информационная деятельность человека
2
Основные этапы развития информационного общества.
Практическое занятие 1 Информационные ресурсы
3-4
и образовательные информационные ресурсы
Профессиональной деятельность с использованием технических средств и
5-6
информационных ресурсов и её правовое регулирование.
Практическое занятие 2 Инсталляция и обновление программного обеспе7-8
чения
Информация и информационные процессы
9-10
Информация и знания. Определение количества информации.
1.

1
2
3
4
2.
5

Количество часов
праквсего
тических
1
1
7

Уровень
освоения

1
5

1

2

2

2

2-3

2

1

2

2

2

2-3

26

20

2

6

11-12

Практическое занятие 3 Представление информации в различных системах счисления

2

7

13-14

Обработка информации с помощью компьютера

2

8

15-16

9

17-18

Арифметические и логические основы работы компьютера. Программный
принцип работы.
Алгоритмы и способы их описания.

10

19-20

11

2
2

2-3
2

2

2

2

2

2

2

Практическая работа 4 Реализация основных логических конструкций

2

2

2-3

21-22

Практическая работа 5 Разработка алгоритма решения задачи

2

2-3

12

23-24

Практическая работа 6 Тестирование программ

2
2

2

2-3

13

25-26

Практическая работа 7 Программная реализация алгоритма

2

2

2-3

12

14

27-28

Компьютерные модели различных процессов

2

2

2

15

29-30

Практическая работа 8 Проведение исследования компьютерной модели

2

2

2-3

16

31-32

2

17

33-34

Хранение информации. Виды цифровых носителей информации
Практическая работа 9 Архивация данных. Запись данных на внешние
носители

3. Средства ИКТ
18
35-36

2

2

2

20

12

2-3

Архитектура компьютеров.

2
2
2

2

2-3

2

2-3

2

2-3
2-3

19

37-38

20

39-40

Операционная система. Настройка интерфейса
Практическая работа 10 Подключение внешних устройств

21

41-42

Комплектация компьютерного рабочего места

2

22

43-44

Локальные сети: программное и аппаратное обеспечение

2

23

45-46

24

47-48

Практическая работа 11 Подключение и настройка сети
Безопасность, эргономика, ресурсосбережение

2
2

25

49-50

Защита информации. Антивирусная защита.

2

26

51-52

Практическая работа 12 Организация антивирусной защиты

2

2

2-3

27

53-54

Практическая работа 13 Эксплуатационные требования к рабочему месту .

2

2

2-3

32

22

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
28
55-56
Информационные системы и автоматизация обработки информации
Автоматизация обработки текста

29

57-58

30

59-60

31

61-62

Практическая работа 14 Технология форматирования и редактированиятекстового документа
Практическая работа 15 Форматирование текстового документа

32

63-64

33

65-66

2-3

2

2
2
2

2

2-3

2

2

2-3

Практическая работа 16 Редактирование текстового документа

2

2

2-3

Практическая работа 17 Форматирование текстового документа по специ-

2

2

2-3

13

альности
Автоматизация обработки числовых данных.

34

67-68

35

69-70

36

71-72

37

73-74

38

75-76

39

77-78

40

79-80

Практическая работа 20 Математическая обработка числовых данных по
специальности .
Практическая работа 21 Технология графического представления числовых данных по специальности .
Практическая работа 22 Графическое представление числовых данных по
специальности .
Базы данных. Автоматизация обработки баз данных

41

81-82

Практическая работа 23 Поиск информации в базах данных .

2

42

83-84

Компьютерная графика. Мультимедийная среда

2

Практическая работа 18 Технология математической обработки числовых
данных
Практическая работа 19 Математическая обработка числовых данных

2

1

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2-3
2

2-3
2

Практическая работа 24 Создания и редактирования мультимедийных
объектов
5. Телекоммуникационные технологии
44
87-88
Телекоммуникационные технологии

2

2

22

18

45

89-90

Практическая работа 25 Браузер. Интернет – магазин

2

2

2-3

46

91-92

2

2

2-3

47

93-94

Практическая работа 26 Интернет – библиотека
Беспроводная передача данных.

48

95-96

Технология разработки и сопровождения Web-сайта

2

2

2

49

97-98

Практическая работа 27 Работа в программе создания сайта

2

2

2-3

50

99-100

Организация коллективной деятельности в компьютерных сетях

2

2

2

51

101-102

Практическая работа 28 Организация сетевого тестирования

2

2

2-3

52

103-104

Практическая работа 29 Настройка видео веб-сессий

2

2

2-3

43

85-86

14

2

2-3

2

2

2

53

105-106

54

107-108

Управление процессами: автоматические и автоматизированные системы
управление
Практическая работа 30 Использование АСУ

55

109-110

Дифференцированный зачет
итого

15

2

2

2

2

2-3

2

2

2-3

110

77

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ФорФормы и методы контроля и
(на уровне учебных действий)
мируоценки результатов обучения
Содержание обучения
емые
ОК
Введение
Поиск сходства и различия протекания информационных процесТематическое тестирование
ОК
2
сов у человека, в биологических, технических и социальных систе(письменная форма)
ОК 3
мах.
Классификация информационных процессов по принятому осноОК 4
ванию.
ОК 5
Выделение основных информационных процессов в реальных сиОК6
стемах Техника безопасности при работе с ВТ.
1. Информационная деятельность человека
1. Информационная деяКлассификация информационных процессов по принятому осноТематическое тестирование
тельность человека
ванию.
(письменная форма)
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информаПрактическое занятие № 1, 2, 3
тики в формирование современной научной картины мира. Иссле(Выполнение заданий на
дование с помощью информационных моделей структуры и повезакрепление знаний и умений.
дения объекта в соответствии с поставленной задачей. Выявление
ОК 2
Письменная форма). Разработаны
проблем жизнедеятельности человека в условиях инОК 3
критерии оценки выполнения
формационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разОК 4
решения.
практических работ
ОК 5
Использование ссылок и цитирования источников информации.
ОК6
Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ
2. Информация и информационные процессы
2.1. Представление и обраОценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объекТематическое тестирование
ОК
2
ботка информации
тивности, полноты, актуальности и т.п.).
(письменная форма)
ОК 3
Знание о дискретной форме представления информации.
Практическое занятие № 4-10
ОК 4
Знание способов кодирования и декодирования информации.

16

Представление о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа
данных.
Умение отличать представление информации в различных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том
числе о логических формулах
2.2. Алгоритмизация и проВладение навыками алгоритмического мышления и понимание
граммирование
необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц. Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм
2.3. Компьютерное моделиПредставление о компьютерных моделях.
рование
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств
с точки зрения целей моделирования
Оценка и организация информации, в том числе получаемой из
2.4. Реализация основных
средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интеринформационных процессов
вью. Умение анализировать и сопоставлять различные источники
с помощью компьютеров
информации
3. Средства информационных и коммуникационных технологий

17

ОК 5
ОК6

(Выполнение заданий на
закрепление знаний и умений,
расширение знаний. Письменная
форма) Разработаны критерии
оценки выполнения практических
работ
Контрольная работа №1
Письменная
тестовая
контрольная работа.
Разработаны критерии оценки
тестовой работы.

3.1. Архитектура
компьютеров

Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы
3.2. Компьютерные Представление о типологии компьютерных сетей.
сети
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть
3.3. Безопасность,
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований
гигиена, эргономитехники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средка, ресурсосбереже- ствами информатизации.
ние. Защита инфор- Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных промации, антивирусграмм и работы в Интернете.
ная защита
Реализация антивирусной защиты компьютера
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Технологии создания и пре- Представление о способах хранения и простейшей обработке данобразования информацион- ных. Владение основными сведениями о базах данных и средствах
ных объектов
доступа к ним; умение работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ. Опыт использования
компьютерных средств представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами

18

ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК6
ОК9

ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК6
ОК8

Тематическое тестирование
(письменная форма)
Практическое занятие № 11-14
(Выполнение заданий на
закрепление знаний и умений,
расширение знаний. Письменная
форма)
Разработаны критерии оценки
выполнения практических работ
Контрольная работа № 2
Письменная
тестовая
контрольная работа.
Разработаны критерии оценки
тестовой работы.

Тематическое тестирование
(письменная форма)
Практическое занятие № 15-20
(Выполнение заданий на
закрепление знаний и умений,
расширение знаний. Письменная
форма)
Разработаны критерии оценки
выполнения практических работ
Самостоятельная работа № 4
Задания для овладения знаниями,

умениями
Разработаны критерии
оценивания самостоятельной
работы № 4
5. Телекоммуникационные технологии
Телекоммуникационные
Представление о технических и программных средствах телекомтехнологии
муникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в современном
мире. Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.
Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации. Определение общих принципов разработки и функционирования интернет-приложений.
Представление о способах создания и сопровождения сайта. Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления
проектом.
Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

19

ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК6
ОК10
ОК11

Тематическое тестирование
(письменная форма)
Практическое занятие № 21-25
(Выполнение заданий на
закрепление знаний и умений,
расширение знаний. Письменная
форма)
Разработаны критерии оценки
выполнения практических работ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие
в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную пр ограмму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:







технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, проектор и экран);
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением, системами программирования и прикладным программным обеспечением по
каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера;
инструкции по технике безопасности.

20

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основные источники:
1.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб. пособие / Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 124 с. — (Среднее профессиональное образование). — http://znanium.com/catalog/product/760298
2.
Информатика : учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 384 с. — (Среднее профессиональное образование). http://znanium.com/catalog/product/958521
Дополнительные источники:
1.
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для
профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2013
2.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2012
3.
Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание.
— М., 2011.
4.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.Залогова —
М., 2011.
5.
Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
6.
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ /
под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013.
7.
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб.
пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
8.
Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. —
М., 2011.
9.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
10.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014.
11.
Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный
курс: учеб. пособие. — М.: 2012
12.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
13.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и
специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
14.
Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб.
пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
Интернет-ресурсы
1.
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов —
ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
2.
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
3.
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ-

21

СКО» по ИКТ в образовании).
4.
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
5.
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
6.
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
7.
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской
Федерации).
8.
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks
(учебники
и
пособия
по
Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и
практика»).

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».