Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки России № 1569 от 09декабря 2016 г Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна 2 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................... 4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................14 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ...........................................................................................................................15 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................17 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» по профессии 43.01.09 Повар, кондитер в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» разработана на основе «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06 – 830вн, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности/ профессиям среднего профессионального образования. Программа является вариативной частью обеспеченья адаптации обучающихся – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). Программа предназначена для социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и ЛОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (с нарушение зрения, с нарушением слуха, с нарушениями опорно – двигательного аппарата, нервно – психическими заболеваниями. 1.2. Место дисциплины образовательной программы: «Информационные технологии в структуре основной общепрофессиональная в профессиональной профессиональной дисциплина деятельности» ОП.10 входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ПК 6.1-6.4 ОК 1-7, 9-11 Пользоваться современными средствами связи и оргтехникой; обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; базовые системные программные продукты в области профессиональной 4 ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства; обеспечивать информационную безопасность; применять антивирусные средства защиты информации; осуществлять поиск необходимой информации деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: - Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 168 часа; - обязательная аудиторная учебная нагрузка - 166 часов; - самостоятельная работа внеаудиторная нагрузка - 2 часа 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА 2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 168 в том числе: теоретическое обучение 40 практические занятия 126 самостоятельная работа 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачета 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Тема 1. Основные этапы информационного развития общества Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Содержание учебного материала Объем часов Осваиваемые элементы компетенций 8 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 Описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки 6 информации. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Практические работы 1 Выполнение заданий на осуществление выбора ИТ для выполнения 2 профессиональных задач. Тема 2. Назначение и Содержание учебного материала 8 принципы использования системного и прикладного 1 Информация и данные. Информационные процессы и информационные технологии. 4 программного обеспечения. Виды информационных технологий. Основные этапы решения задач с помощью ПК в зависимости от вида информационной технологии. Автоматизированные системы, их виды и состав. 1 Практические работы 2 Подключение к ПК и изучение возможностей периферийных устройств. 2 3 Область применения дополнительных периферийных устройств в профессиональной деятельности (пароконвектомат, кулинарные 3D-компьютеры) 2 Тема 3. Технические Содержание учебного материала 10 средства: классификация Назначение и основные характеристики дополнительных периферийных устройств. 1 компьютеров, (Принтер, сканер, копир, МФУ, модем, мультимедийный проектор, факс, блок периферийных устройств непрерывного питания, звуковые колонки и т.д.) компьютера Область применения дополнительных периферийных устройств в профессиональной деятельности (пароконвектомат, кулинарные 3D-компьютеры) Практические работы ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 4 Базовое программное обеспечение: назначение и принципы использования системного и прикладного ПО. 2 5 Условия распространения и использования программного обеспечения и ИТ. 2 6 Возможности использования базового ПО в профессиональной деятельности. 2 7 Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ. 2 Выполнение заданий на осуществление выбора ПО, позволяющего наилучшим 2 образом решать профессиональные задачи. Тема 4. Операционная Содержание учебного материала 2 система: функции, состав, основные виды. Файловая 1 Базовое программное обеспечение: назначение и принципы использования структура организации системного и прикладного ПО. Условия распространения и использования ОС данных. 8 Практические работы 9 Тема 5. Обработка текстовой информации в текстовом процессоре. Операционная система: функции, состав, основные виды. Файловая структура организации данных. Содержание учебного материала 1 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 Основные возможности текстового редактора и издательских систем. Использование возможностей текстового редактора в профессиональной деятельности. 16 4 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 Практические работы 10 Форматирование символов, ввод простейших документов 2 11 Создание простых документов по специальности 2 12 Форматирование абзацев 2 8 Тема 5. Обработка текстовой информации в текстовом процессоре. 13 Создание простых и сложных таблиц 2 14 Создание таблиц по специальности 2 15 Создание таблиц по специальности 2 Содержание учебного материала Основные возможности текстового редактора и издательских систем. Использование возможностей текстового редактора в профессиональной деятельности. Практические работы 1 16 17 Тема 6. Организация, структура электронных таблиц. Ввод данных. Оформление таблицы. Выполнение расчетов с использованием формул и функций. Построение графиков и диаграмм 4 Использование возможностей текстового редактора в профессиональной деятельности. Основные возможности текстового редактора и издательских систем. 2 2 Содержание учебного материала 20 Основные возможности электронных таблиц. Использование возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности: решение профессиональных задач; решение экономических задач. Практические работы 4 2 19 Основные возможности электронных таблиц. Использование возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности: решение профессиональных задач; решение экономических задач. Создание, редактирование формул и функций в Excel 20 Создание, редактирование формул и функций в Excel 2 21 Сортировка и фильтрация данных 2 22 Представление данных с помощью диаграмм 2 23 Представление данных с помощью диаграмм 2 1 18 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 2 9 Тема 7. Основные элементы таблиц, режимы работы. Создание форм, заполнение. Организация запросов Содержание учебного материала 1 2 Основные элементы электронных таблиц, режимы работы. Создание форм, 2 заполнение. Организация запросов Практические работы Тема 8. Создание таблицы калорийности и цены продуктов. Создание таблицы цены продуктов 24 Заполнение таблиц по специальности 2 25 Заполнение таблиц по специальности 2 26 СУБД ACCESS. Создание таблиц, запросов 2 27 СУБД ACCESS. Создание таблиц, запросов 2 28 СУБД ACCESS. Создание таблиц, запросов 2 Содержание учебного материала Практические работы 1 29 30 31 32 33 Тема 10. Представление информации. Сбор, и анализ информации 2 Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение, копирование, удаление, поиск, переименование, сохранение, восстановление. Создание деловых документов в текстовом редакторе. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. Создание деловых документов в текстовом редакторе. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. Создание текстовых документов на основе шаблонов. Создание формул в текстовом редакторе. Создание текстовых документов на основе шаблонов. Создание формул в текстовом редакторе. Создание электронной книги. Организация расчѐтов в табличном процессоре. Содержание учебного материала 1 Использование возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности: решение профессиональных задач; решение экономических задач. 2 2 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 2 2 2 2 10 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 10 Практические работы 2 36 Применение и обслуживание средств хранения информации. Сервисное обслуживание ПК. Создание файловой системы ПК с целью повышения эффективности выполняемых профессиональных задач. Подготовка отчѐта. Связи между файлами и консолидация данных. 37 Решение экономических задач и расчѐт экономических показателей в ЭТ. 2 38 Решение экономических задач и расчѐт экономических показателей в ЭТ. 2 34 35 Тема 11. Обработка данных средствами табличного процессора Microsoft Excel по профессии Содержание учебного материала 1 Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение, копирование, удаление, поиск, переименование, сохранение, восстановление. 2 2 2 2 Практические работы 39 Анализ товарооборота и расчѐт премии. Использование возможностей электронных таблиц для расчета проекта рецептуры и калорийности блюда. 41 Использование возможностей электронных таблиц для расчета проекта рецептуры и калорийности блюда. Тема 12. Обработка данных Содержание учебного материала средствами табличного Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение, копирование, удаление, процессора Microsoft Excel 1 поиск, переименование, сохранение, восстановление. по профессии Самостоятельная работа. Использование электронных таблиц для создания актов отработки блюд. Использование возможностей электронных таблиц для расчета проекта рецептуры и калорийности блюда. Практические работы 40 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 2 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 2 2 8 2 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 11 Тема 14. Автоматизированные системы в профессиональной деятельности. 42 Применение смешанных ссылок для расчѐта пищевой ценности блюд. Изменение цвета ячеек в зависимости от содержимого. 2 43 Сортировка и фильтрация данных 2 44 Применение смешанных ссылок для расчѐта продуктов на заданное количество порций и расчѐта сырья по плану меню. 2 Содержание учебного материала 1 14 Основные возможности электронных таблиц. Использование возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности: решение профессиональных задач; решение экономических задач. Практические работы Тема 15. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. 45 Изучение возможностей российских СПС. Знакомство с СПС «Консультант плюс». 2 46 Поиск инф в СПС «Консультант плюс» 2 47 Изучение функциональных возможностей программы «Технологическая карта 1.3» 2 48 Проектирование АРМ технолога, калькулятора 2 49 Нормативно-правовые документы информационной безопасности в РФ 2 50 ИТ и право. Технологии компьютерных преступлений 2 51 Меры защиты информационной безопасности. Физическая безопасность 2 Содержание учебного материала. Информационная безопасность. Классификация средств защиты. Программно технический уровень защиты. Защита жесткого диска. Защита от компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов. Организация безопасной работы с компьютерной техникой. Практические работы 1 4 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 12 Тема 16. Электронные коммуникации в профессиональной деятельности 52 Изучение правил безопасного интернета. 2 53 Установка защиты информации. 2 Содержание учебного материала 8 Возможности сайтов государственных органов. 1 Практические работы 54 Система представления налоговой отчетности в электронном виде. 55 Услуги Интернет-банкинга. Электронные деньги Web – Money. 56 Электронная коммерция. 2 2 2 57 Тема 17. Защита проекта по профессии 2 Содержание учебного материала 12 Создание рабочей документации с помощью электронных таблиц. Построение диаграмм по данным рабочих документов. Защита проекта. Практические работы 58 Основные возможности Open Office.org 2 1 2 62 Использование возможностей средств создания компьютерных презентаций в профессиональной деятельности. Использование возможностей средств создания компьютерных презентаций в профессиональной деятельности. Использование возможностей средств создания компьютерных презентаций в профессиональной деятельности. Показ и защита презентаций с использованием демонстрационного оборудования. 63 Показ и защита презентаций с использованием демонстрационного оборудования. 2 59 60 61 Дифференцированный зачет ИТОГО Изучение интерфейса и возможностей портала госуслуг. ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 2 2 2 4 168 13 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение программы учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят: технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции сCDROM (DVDROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, проектор и экран); компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением, системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»; расходные материалы: бумага, картриджи для принтера, диск для записи (CDRили CD-RW); инструкции по технике безопасности. 14 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Основные источники: 1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб. посо-бие / Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 124 с. — (Среднее профессио-нальное образование). — http://znanium.com/catalog/product/760298 2. Информатика : учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 384 с. — (Среднее профессио-нальное образование). http://znanium.com/catalog/product/958521. 3. Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности:. Учебное пособие – М., 2019 Дополнительные источники: 1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. по¬собие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2013 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2012 3. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011. 4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.Залогова — М., 2011. 5. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010. 6. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013. 7. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013. 8. Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011. 9. Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013. 10. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритми-зации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014. 11. Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012 12. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014. 13. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014. 14. Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011. Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ре-сурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Ин-форма¬тика»). 2. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по ин-форма¬ционным технологиям). 3. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ-СКО» по ИКТ в образовании). 15 4. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Мате-матика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 5. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии»). 6. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового обра-зова¬ния»). 7. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе¬дерации). 8. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»). 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Знание: базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; и приемы обеспечения информационной безопасности Полнота ответов, точность формулировок. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, адекватность применения профессиональной терминологии Текущий контроль при проведении: -устного опроса; -тестирования; -письменного опроса; -тестирования; - оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы. Промежуточная аттестация в форме зачета в виде: - оценка теста Умения: обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства; обеспечивать Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов. Рациональность действий и т.д. Текущий контроль: - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы 17 информационную безопасность; применять антивирусные средства защиты информации; осуществлять поиск необходимой информации 18